Литография: инструменты и виды техник

Литография: инструменты и виды техник

Литография относится к плоской печати и основывается на взаимной антипатии жировых веществ и воды. Оттиск выполняется с ровной поверхности литографского камня или пластины, на которых нет выступов или углублений. Участки, предназначенные для печати, хорошо воспринимают жировые вещества, а следовательно, печатную краску. «Непечатающие» области, в свою очередь смачиваются водой и отталкивают печатную краску.

Влажную поверхность камня или пластины накатывают краской, а поверх нее кладут лист бумаги. Затем печатную форму прогоняют через пресс, при этом давление прилагается с помощью рейбера (обычно через тонкий металлический лист или декель) поперек поверхности камня. В технике литографии первоначально использовались исключительно куски известняка, несмотря на то, что в наше время литографы также применяют специально обработанные микрозернистые листы цинка или алюминия.

Химическая основа литографии
Литографский камень или пластина способны притягивать или отталкивать жировые вещества в процессе адсорбции, который представляет собой форму адгезии на молекулярном уровне (см. «Глоссарий»). Молекулы жирных кислот (компоненты жировых литографских материалов для рисования) вступают в химическую реакцию с камнем, в результате чего участки рисунка становятся постоянно восприимчивыми и готовыми к контакту с жировыми веществами.
В сущности, этот процесс незначительно отличается от химической реакции, которая происходит при использовании окисленного гуммиарабика для травления пластины.

Камень и металлические пластины

Между камнем и металлической пластиной существует несколько различий. Важно помнить, что камень представляет собой более пористый материал и поэтому обладает лучше выраженными абсорбирующими свойствами. В результате при нанесении заливок тушь на камне будет выглядеть бледной, а на оттиске — более темной. На металлических пластинах очень сложно добиться градиентных тонов — изысканных тональных градаций. Кроме того, камень упрощает процесс внесения корректировок, так как он легко поддается выскабливанию и повторному травлению. По этой причине камень успешно применяется для создания эффектов в технике лито меццо-тинто, в то время как металлическая пластина использоваться с этой целью не может.

Лучшим камнем для литографского дела считают баварский известняк светлого желто-серого цвета. Это мелкозернистый, пористый и по сравнению с серым камнем более мягкий материал.

img_882

Литографский камень

Изображение на камне может быть выполнено литографской тушью, карандашом и клеем.

Краски и восковые карандаши для литографии

Какой бы цвет краски не использовался для выполнения оттиска, оригинальная работа на камне должна всегда быть черно-белой. Материал, используемый для нанесения рисунка на камень или пластину, должен содержать жировые вещества.

Существует безграничное количество рецептур для приготовления литографских восковых карандашей и туши, но в целом все они содержат воск, животный жир и мыло в различных пропорциях, а также черный пигмент (сажу).
Можно использовать твердую тушь, натертую и разбавленную дистиллированной водой. Она обычно содержит в качестве твердого вещества некоторый объем шеллака. Вы также можете приобрести литографские карандаши промышленного производства (в диапазоне от очень мягких до твердых) и литографскую жидкую тушь. Тушь выпускается в различных рецептурах — для нанесения кистью или пером.

Вы можете использовать широкий диапазон других средств для работы на камне или пластине, включая гуталин, мыло, масляную пастель и универсальные восковые карандаши. Даже обыкновенные графитовые карандаши способны создавать бледный рисунок.

Техника Использование каменной формы

Камень должен быть совершенно ровным и обезжиренным. Это достигается с помощью тяжелого железного диска с рукояткой у края и отверстиями в центре. Этот инструмент используется с привлечением песка и воды для шлифования поверхности камня. Обычно применяют три вида шлифовального песка: грубой, средней и мелкой степени зернистости.
Если вы хотите создать на поверхности зернистую фактуру (например, для рисунка литографским карандашом), используйте песок грубой зернистости. Вращайте шлифовальный диск по поверхности камня (движение по конфигурации должно напоминать «восьмерку»), оказывая при этом равнозначное давление на стороны, углы и центральную часть камня. Когда песок превратится в густую массу, смешанную с частицами камня, смойте её с поверхности и используйте новый песок.

img_885

Использование шлифовального диска.

Нанесите по поверхности камня песок и воду, используя диск, перемещайте его «восьмерками». Не забудьте обработать края и углы камня.

img_884

Контроль состояния поверхности.

Периодически прерывайте работу, чтобы смыть использованный песок и оценить плоскостность поверхности камня металлической линейкой.

img_886

Сушка камня. Перед началом рисования просушите камень феном.

Техника Использование металлической пластины

Как цинковые, так и алюминиевые пластины пригодны для работы в технике литографии. Поверхность пластин следует обработать до образования зернистого, обезжиренного покрытия. Это обычно достигается при использовании машины для зернения — крупного плоского вибрирующего поддона.
Расположите пластину в машине и покройте ее поверхность шлифовальными шариками. Затем добавьте песок и налейте воду в машину. Шлифовальные шарики вибрируют на песке и пластине, создавая зернистую фактуру, которая необходима для удержания частиц литографского мелка и воды. Вы можете контролировать степень (грубость) зерна пластины, меняя тип песка, используемого для создания фактурного покрытия. Пластина, которая какое-то время хранилась в запасниках и не использовалась, может накапливать жировые вещества и пыль. Ей возвращают чувст-вительность и восприимчивость химическими методами.

Техника Защита белых участков

Если вы хотите создать белую окантовку по периметру оттиска или намереваетесь сохранить определенную форму в оттиске белой, замаскируйте эти участки гуммиарабиком, используя мягкую кисть. Таким образом, вы сможете защитить участки от жировых следов и пятен, которые неминуемо возникают в процессе работы на камне или пластине.
Смеси гумми промышленного производства используются для обработки металлических пластин.
Маскирование. Нанесите гуммиарабик мягкой кистью или губкой на участки, которые вы хотели бы сохранить белыми.

Техника Перенос рисунка на камень или пластину

В процессе создания оттиска с литографского камня образуется обратное — зеркальное — изображение оригинального рисунка. Поэтому при копировании оригинала непосредственно на печатную форму следует пользоваться зеркалом. Если оригинальный рисунок выполнен на бумаге, укрепите его клейкой лентой лицевой стороной вниз на стеклянной прозрачной основе с подсветкой снизу и внимательно рассмотрите рисунок на просвет.
Во время печати с цинковых или алюминиевых форм-пластин на офсетной литографской печатной машине (возможно, наиболее надежный способ печати) нет необходимости рисовать обратное изображение, поскольку краска переносится с формы на валик и только затем поступает на бумагу. Поэтому рисунок на оттиске не является зеркальным. Кроме того, вы можете переносить изображение, используя пигмент крокус (оксид железа) или графитовую копировальную бумагу (см. ниже).

img_890

1. Расположите на форме лист копировальной бумаги красящей стороной вниз. Положите оригинал рисунка на копировальную бумагу. При необходимости накройте его тонким листом прозрачной ацетатной пленки (в целях дополнительной защиты). Обведите контуры отточенным наконечником старой кисти или похожим инструментом.

img_891

2. Удалите лист копировальной бумаги, приоткрыв изображение на камне или пластине. Перенесенный рисунок в общем и целом дает четкое представление об изображении и является хорошим подспорьем для выполнения рисунка на камне жировыми литографскими карандашами или жидкой тушью.

Техника Выполнение литографского контурного рисунка

В процессе выполнения любого вида литографского рисунка (а так же живописных работ) всегда помните о том, что отпечаток образуют только жировые контуры и участки поверхности; гуммиарабик не оставляет на оттиске никаких следов. Любой участок, который контактировал с жировыми веществами, окрашивает поверхность — этот участок (если его не удалить физически) обязательно оставит след на оттиске.
Один из лучших способов изготовления литографии — создание контурного рисунка литографским карандашом на пластине так же, как на листе бумаги. Помните, что твердый карандаш образует штрих более светлого тона (в сравнении с мягкими карандашами). Для того чтобы литографский карандаш не размягчался и не становился липким в руках, используйте патрон-держатель. Это особенно важно, если вы используете более мягкие градации карандашей. В качестве альтернативы вы можете нанести непосредственно на пластину рисунок в плотных черных контурах, используя жидкую или твердую литографскую тушь.
Выполнение контурного рисунка на камне или пластине. Чтобы избежать размазывания туши на оттиске, не прикасайтесь пальцами к поверхности камня или пластины.
Прямой способ рисования на камне или пластине
Рисунок кистью или пером особенно выразителен в литографии — линия приобретает более изысканный тональный характер, чем, например, в технике трафаретной печати.
Контурный портрет в литографии.
Данный оттиск выполнен при использовании мягкой колонковой кисти и литографской тушью на металлической пластине.

Техника Создание тональных эффектов

Вы можете выгодно использовать естественное текстурное «зерно» камня или пластины для создания выразительных тональных эффектов: с этой целью мягкими движениями руки наносите литографский карандаш на поверхность камня или пластины. Фактура и рельеф поверхности удерживает частицы карандаша, таким образом создавая зернистый полутональный эффект, аналогичный эффектам универсального воскового карандаша на поверхности бумаги NOT. Вы сможете создать участки более густых и плотных тонов, используя интенсивную штриховку или штрихование более мягким карандашом.
Кроме того, вы можете сформировать участки полутонов, рисуя разбавленной тушью или разбрызгивая тушь с помощью зубной щетки через бумажный трафарет. Попробуйте также задуть тушь аэрографом со специальным колпачком (для разбрызгивания).
Разбавление состава воскового мелка
Штрихи литографской туши можно разбавить с помощью кисти, увлажненной дистиллированной водой или уайт-спиритом. Более предпочтительна дистиллированная вода, так как уайт-спирит может иметь зажиривающий эффект. Данная техника позволит вам создать эффекты полутональных заливок. Было бы целесообразнее сначала овладеть техникой травления гуммиарабиком, поскольку обычно полутона распространяются на плотных участках черного цвета.

img_895

Формирование полутонов.

Штрих литографской туши аккуратно и осторожно разбавляют с помощью кисти, погружен-ной в дистиллированную воду или уайт-спирит.

img_896

Тональное и контурное изображение.

Этот тонированный оттиск был выполнен, главным образом, литографским карандашом. Разнообразные тональные эффекты созданы на поверхности камня карандашом (растворенным уайт-спиритом), а также разбавленной жидкой тушью. Эффекты фактуры на некоторых участках образованы при использовании промокательной бумаги.

Техника Эффекты техники меццо-тинто в литографии

На грубозернистую поверхность камня наносится черный жировой грунт. Вы можете использовать в качестве грунтовки битумный раствор, а также литографскую тушь, разбавленную скипидаром.
Выскоблите изображение на темной грунтовке, применяя плоские шаберы, проволочные щетки или наждачную бумагу для создания крупных тонированных участков; для нанесения тонких линий используйте шаберы.
Тулуз-Лотрек
Литография на камне
Тулуз-Лотрек создавал литографии, применяя легкий и беглый подход к изображению объекта и работе средствами данной техники, а также соблюдая точность в передаче особенностей объекта и его движения. В конце XIX века эти качества придавали литографиям художника непосредственность и уникальность. Лотрек обладал даром настоящего рисовальщика; манера его рисунка требовала непосредственного и открытого выражения, чему способствовала необыкновенная восприимчивость литографского камня. Мягкие тона литографского карандаша, решительные штрихи и плоские участки мазков кисти сохраняются на камне и отлично воспроизводятся в готовом оттиске.
В работах Лотрека всегда чувствуется опытная рука художника. Но, кроме того, в них присутствует замечательное ощущение композиции, которое позволяет контролировать всю поверхность рисунка и передавать основные элементы действия и движения. В данном случае силуэт женщины и ее профиль поддерживаются окружающими тонированными участками.

img_898

Aux Ambassadeurs (К послам) (1894), Тулуз-Лотрек