Офорт

Основы офортной техники

Линии в офорте выцарапываются по кислото-упорному слою лака, затем поверхность протравливают кислотой. Участки поверхности, которые необходимо защитить от разрушительного воздействия кислоты в процессе работы, покрываются тонкой пленкой защитного кислотоупорного лака. Лак представляет собой вещество, похожее на воск, которое в зависимости от типа изображения и индивидуальной техники художника может быть мягким или твердым. Его называют «грунтом». Края и заднюю сторону пластины, как правило, изолируют от кислоты лаком.

Нанесение рисунка на грунт осуществляется офортной иглой; при этом на участках изображения приоткрывается поверхность металлической пластины. Затем пластина погружается в кювету с разбавленной кислотой, которая протравливает открытые участки металла. Пластину можно извлечь в любой момент, а воздействие кислоты на определенные линии и штрихи можно приостановить, покрыв поверхность специальным выкрывным (битумным) лаком.
Если линии протравлены достаточно глубоко, пластину извлекают из кислоты и удаляют грунт и лак с ее поверхности; после этого наносят краску. Затем приступают к процессу печати: оттиск выполняется с пластины, покрытой увлаженной бумагой, на офортном станке.

Офорт может проходить несколько стадий травления, переработки и повторного травления. Художники-граверы обычно выполняют оттиски с пластины на различных стадиях работы, чтобы лучше контролировать создание офорта.

Подготовка Пластина или офортная доска

Медь и цинк — металлы, которые наиболее часто используются в офорте. Медь представляет собой отличный материал по всем показателям: ее можно протравливать раствором хлорного железа. Это значительно более безопасный метод работы по сравнению с другими видами кислот. Хлорное железо не выделяет потенциально вредных для здоровья паров, которые свойственны азотной или соляной кислотам (при использовании последних работу можно выполнять только в помещениях, оборудованных хорошей вентиляцией и производственными вытяжками).
В офорте можно также применять железо, мягкую сталь, латунь, алюминий и магний. Железо и сталь — материалы, образующие наиболее твердую поверхность. Металл протравливается медленно и не обесцвечивает краску.

img_851

1. Очистите пластину-доску, используя шлифовальный материал для металла. Мягко сотрите или пройдите кистью поверхность водной пастой на основе талька или мела, добавив каплю бытового аммиака.
2. Промойте пластину под струей воды, чтобы удалить все следы и частицы пасты. Вода должна свободно растекаться по поверхности металла.

Травление на твердом грунте-лаке

Грунт представляет собой защитное покрытие на основе воска, которое наносится на пластину-доску; рисунок выполняется сквозь слой грунта. Твердые грунты-лаки выпускаются в кусковой, жидкой формах или форме «гравировальных шариков». Наиболее часто используется жидкий грунт-лак, поскольку он исключает необходимость нагрева доски; в то же время жидкий грунт труднее контролировать. Жидкие грунты-лаки очень эффективны для выборочного покрытия и использования в специфических видах техник, таких, как «резеваж», которая заключается в нанесении насыщенного раствора сахара и воды.

Три главные составляющие твердых грунтов-лаков — пчелиный воск, битум и смола.
• Пчелиный воск создает на пластине-доске основное кислотоупорное покрытие. Это достаточно мягкое покрытие, способствующее нанесению линий рисунка иглой; оно может модифицироваться посредством добавления битума (асфальта) и смолы.
• Битум также является натуральным кисло-тоупорным материалом. Он окрашивает смеси и в зависимости от используемого типа битума делает их плотными, густыми, пластичными или (иногда сверх необходимого) хрупкими.

Нанесение твердого грунта-лака
Кусок или шарик твердого воскового грунта-лака наносится на теплую пластину, расположенную на горячей плите. Художники часто вносят в работу элемент импровизации: они располагают лист железа или стали над тихим огнем газовой плиты. После нанесения капель воска на поверхность разогретой медной пластины он начинает плавиться; затем художник распространяет воск валиком по всей поверхности тонким слоем. Большинство граверов наносят восковые шарики непосредственно на поверхность пластины; но, строго говоря, шарики следует предварительно обернуть в тонкий шелк, чтобы задержать песок и другие примеси и предотвратить загрязнение поверхности.
Пластина должна быть достаточно горячей, чтобы обеспечить ее покрытие тонким слоем грунта-лака; тем не менее не следует превышать разумный уровень температуры — в противном случае вы сожжете грунт-лак. Он приобретет полупрозрачный, почти матовый, коричневый тон.

«Копчение» пластины
Художник-гравер поджигает тонкие восковые свечи и держит их под пластиной, лицевая сторона которой обращена вниз; чтобы предотвратить ожоги рук в процессе «копчения», следует укрепить пластину металлическим кронштейном или держать ее с помощью ручных тисков. Свечи должны быть расположены на таком расстоянии от рабочей поверхности, чтобы частицы сажи, исходящие от огня, смешивались с еще теплым воском: в результате образуется гладкая поверхность черного цвета.

Нанесение рисунка на грунт-лак
Этот метод известен также под названием «процарапывание иглой» (или «травленый штрих»), так как для нанесения линий на пластину-доску сквозь слой воска используется стальная игла. Кончик иглы должен быть слегка округленным; игла в процессе движения снимает с пластины-доски восковой грунтлак, открывая чистую, блестящую поверхность металла. При этом не следует «процарапывать» поверхность самого металла: это может привести к неравномерному травлению или образованию «грязного» травленого штриха.
В процессе работы не прикасайтесь к пластине-доске — теплота рук может вызвать повреждение слоя грунта-лака, а также нанесенных линий рисунка. Готовясь выполнить мелкий, детализированный рисунок, воспользуйтесь небольшим деревянным «мостиком» собственного изготовления — для опоры руки во время работы.
Если вы нанесли слишком жирные, широкие линии, после печати они будут серыми посередине; поэтому лучшим способом увеличения ширины линии и усиления глубины тона (а также интенсивности и плотности штриха) является процесс повторного или более длительного травления.

Во время тонирования перекрестной штриховкой или близко нанесенными параллельными линиями все штрихи на оттиске будут черными, несмотря на их светлый тон на сияющем металле, окруженном темным грунтом-лаком. Если линии перекрестной штриховки нанесены очень густо, штрихи «стравятся» между собой в процессе травления кислотой, создавая на оттиске нежелательные серые участки.

Ретушный (выкрывной) лак
Данный вид лака приостанавливает процесс дальнейшего травления штриха кислотой (уже после некоторого травления) и защищает другие отдельные участки от воздействия кислоты. С той же целью он также используется для покрытия задней стороны и краев пластины (кроме того, вы можете защитить обратную сторону пластины с помощью самоклеющегося пластика). Существуют два основных типа лаков:
• битумный лак
• шеллачный лак
1. Расположите кусочки или шарики твердого грунта-лака на поверхности разогретой пластины-доски, чтобы грунт-лак расплавился на горячем металле.

2. Раскатайте грунт-лак валиком по поверхности тонким, однородным слоем.

3. Удерживайте горячую пластину-доску в ручных тисках лицевой стороной вниз, расположив зажженные свечи под пластиной-доской так, чтобы дым от них образовывал на грунте-лаке черное покрытие.

img_854

4. Пользуясь иглой, нанесите рисунок на черной поверхности.

img_855

5. Используя кисть, нанесите ретушный лак на заднюю сторону и края подготовленной пластины-доски или на любой участок ее поверхности, где твердый грунт-лак оказался стертым.

Травление на мягком грунте-лаке

В технике глубокой печати при травлении на мягком грунте-лаке зы можете воссоздавать эффекты рисунка мелом или мягким карандашом. В состав рецептуры твердого грунта-лака добавляется до 50 процентов животного жира или сала. Грунт-лак наносится на поверхность пластины (как было описано выше) и охлаждается. На его поверхности художник располагает лист бумаги, после чего выполняет рисунок. При удалении бумаги на прорисованных контурах бумаги можно видеть приклеившийся грунт-лак.

Если на пластине участки металла оказались приоткрытыми, то сохраняется зернистая фактура бумаги. Пластина-доска протравливается кислотой; в процессе выполнения оттиска эти фактурные штрихи пропечатываются позитивно. По сравнению с травлением твердого грунта-лака на мягком грунте-лаке следует применять более слабый состав протравы .
Это очень открытый и прямой метод травления; изображение характеризуется мягкостью линий. Этот способ можно комбинировать с другими тех-никами гравирования, чтобы создать более сложный тональ-ный рисунок. Вы можете использовать различные инструменты и типы бумаги, варьируя штрих, а также плотность, толщину и характер поверхности накладываемого листа; это означает, что вы способны создать безграничное число разнообразных эффектов. На пластину-доску можно перенести фактуру любых «рельефных» объектов (даже мелкофактурных), включая текстиль, проволоку, отпечатки пальцев руки или листьев и т. д., как целостный, единый задний фон или только как элемент покрытия определенных участков работы.

1. Фотокопия рисунка располагается поверх пластины-доски; затем контуры рисунка обводятся сквозь бумагу.
2. После удаления бумаги на грунте-лаке видны линии рисунка.

Гойя Драматизм акватинты

Ярким примером решительного, дерзновенного применения данной техники является «Капричос» Франсиско Гойи. В листах серии чувствуется огромная экономия изобразительных средств. В данной работе, например, был использован контраст между тремя основными тонами — черным, серым и белым, что позволило создать целостное и четкое изображение с полным разрешением. Мощный эффект кьяроскуро выделяет силуэт фигуры на фоне холодных тонов в сумраке мрачного интерьера, усиливая общее ощущение нарастающего напряжения.

img_857

Лист 32, из серии «Капричос» (1799 г..), Франсиско Хосе де Гойя и Лусиентес

Гравюра: техника акватинты

Акватинта — метод гравирования, с помощью которого художник может создавать тона различной глубины и фактуру — от грубой до очень мелкой и изящной. Техника может использоваться независимо или в комбинации с другими видами глубокой печати, такими, как линейная гравюра (офорт). Пластина-доска покрывается однородным слоем смоляного порошка — как правило, древесной смолы (канифоль) или битумом — и затем нагревается снизу. Смола плавится и входит в прочный контакт с поверхностью. В процессе травления кислота разъедает металл вокруг каждой крупинки и образует окрашенную поверхность, которая во время печати создает ровный, однородный тон. Повторяя и приостанавливая процессы травления, вы сможете сформировать изображения различных тональных градаций.

Стремясь добиться успеха в технике акватинты, вы должны распространить частицы смоляной «пыли» по поверхности пластины-доски тонким и ровным слоем. Наилучший способ — использование так называемой «банки» для акватинты, имеющей перфорированную крышку; производители выпускают банки нескольких типов. В процессе травления пластины-доски кислотой акватинту следует контролировать значительно чаще, чем линейную гравюру.

1. Встряхните смоляной порошок в банке для акватинты с перфорированной крышкой. Дайте возможность частицам осесть на поверхности. Установите обезжиренную металлическую пластину-доску так, чтобы ее поверхность была покрыта густым и однородным слоем порошка.

2. Разогрейте пластину-доску, перемещая под ней газовую горелку до полного плавления смолы приклеивания ее частиц к пластине и образования прочной связи между ними. Будьте осторожны: старайтесь не перегревать пластину.

img_860

3. Закройте ретушным (выкрывным) лаком отдельные участки, которые должны быть белыми после печати. Протравите на пластине участки вокруг зерен и пятен смолы кислотой. В результате формируется общий бледный тон.
4. Приостановите процесс травления на участках, которые, по вашему мнению, должны на оттиске иметь бледный тон и протравите пластину снова.

img_858

Построение тонов в акватинте

1 Ретушный (выкрывной) лак наносится на пластину-доску, покрытую смолой. Затем пластина-доска подвергается мягкому травлению.
2 На поверхность наносится больший объем лака для увеличения площади закрытых участков, после чего пластина-доска протравливается еще раз.
3 Наносится дополнительный объем лака и процесс травления повторяется снова.
4 Эффекты завершенного оттиска демонстрируют, что участки поверхности, подвергшиеся травлению, приобретают при печати наиболее интенсивные темные тона.

Другие способы создания зернистых эффектов

Если поверхность покрыть твердым грунтом-лаком, а на этот слой положить лист наждачной бумаги и прокатать пластину-доску на офортном станке, на грунте-лаке отпечатывается фактура наждачной бумаги, открывающая металл в виде крошечных точек. Процесс можно повторить с помощью новых листов наждачной бумаги до достижения общего, единого эффекта. Затем пластина-доска подвергается травлению. Похожий эффект может быть создан в результате распространения соли по поверхности твердого грунта-лака. При нагревании пластины-доски соль проникает в структуру грунта-лака.

Меры предосторожности при работе кислотами
• Всегда добавляйте кислоту в воду, а не наоборот.
• Во время работы с кислотами и кислыми растворами всегда носите защитные очки, перчатки и респиратор.
• Кюветы с кислотой необходимо располагать на поверхности ровной, устойчивой основы.
• Всегда добавляйте кислоту в воду, а не наоборот.
• Используйте профессиональные производственные вытяжки в помещении, предназначенном для выполнения процесса травления, чтобы отвести ядовитые пары, выделяемые азотной или соляной кислотами.
• Удалите кислоту из кювет, как только работа с ней была завершена.

Гравюра: Техника «поднятого» грунта-лака — «резеваж»

Главная техника состоит в создании на пластине-доске позитивных эффектов штриха кисти или пера. Изображение наносится непосредственно на поверхность платины-доски при использовании насыщенного раствора сахара и красителя. (Растворите в кипящей воде как южно больше сахара, затем добавьте в раствор небольшой объем гуаши или туши.) После высыхания данного состава нанесите жидкий грунт-лак или разбавленный ретушный лак на всю поверхность и дайте слою возможность высохнуть. Если погрузить пластину-доску в теплую воду, сахар растворяется, а участки и штрихи кисти или пера выступают из структуры грунта-лака. Работая тонкими линиями пера, вы можете гравировать непосредственно саму пластину-доску. Если же вы наносите более широкие линии, для обработки поверхности используйте технику акватинты.

1. Нанесите позитивное изображение кистью или пером непосредственно на пластину-доску
2. Нанесите на поверхность жидкий грунт-лак или разбавленный ретушный лак.
3. После погружения пластины-доски в воду сахар растворяется, приоткрывая участки рисунка кистью или пером.

Травление

Существуют два основных вида кислот, которые применяются в процессе травления: хлорное железо (наиболее безопасный материал) и азотная кислота. Кроме того, на поверхности стали может использоваться соляная кислота в работе с ней следует соблюдать зсобые меры предосторожности).

Хлорное железо
Хлорное железо может использоваться на меди, цинке, железе и стали. С его помощью поверхность протравливается медленно и равномерно; при этом хлорное железо не выделяет вредных паров. Состав новой кислоты может быть усилен в результате добавления небольшого объема водного раствора аммиака в пропорции 1:1. Перемешивайте раствор в течение 15 минут, слейте жидкость, а осадок поместите в кювету. В процессе травления осадок собирается на протрав-ленных участках, и это осложняет контроль над развитием работы: поэтому художнику приходится периодически извлекать пластину из кюветы и проверять полученный результат.

Азотная кислота
Азотная кислота является сильнейшей протравой. В сравнении с другими веществами она ведет себя более агрессивно
по отношению к краям и канавке надреза, который становится более глубоким. Для травления меди в смесях используются различные соотношения воды и кислоты — от 3 : 1 до 1 : 1.
Свежий раствор истощается, приобретая голубоватый оттенок. Излишнюю агрессивность нового состава можно снизить, добавив небольшой объем использованного раствора или медную стружку и песок. При использовании азотной кислоты в растворе образуются пузырьки, которые оказывают определенное воздействие на качество травления. Но их можно удалить с поверхности пластины-доски с помощью птичьего пера или слегка наклонив кювету.
Работая с цинковыми пластинами-досками, художники используют менее концентрированный раствор кислоты — в диапазоне приблизительно от 12 до 6 (частей воды) к 2 (частям кислоты). При этом еще менее концентрированные растворы не являются исключительным явлением. Цинковая пластина-доска, протравленная азотной кислотой, имеет более грубую фактуру, чем медь. Что касается железа и стали, применяется раствор в пропорциях приблизительно 5 (частей воды): 1 (часть кислоты). Кислота, использованная для травления одного вида металла, не может применяться для травления другого.

Процесс травления

Скорость травления зависит от насыщенности кислотного раствора и температуры; например, зимой или в холодном помещении кювету, возможно, потребуется подогреть. В отношении продолжительности травления установлено немного правил, так как условия работы значительно варьируются. Однако вы можете извлечь пластину-доску из кюветы на любой стадии травления, промыть ее и ознакомиться с ходом процесса. Игла является наиболее эффективным инструментом для измерения глубины травления.

Открытые перетравленные участки (серые «плеши») формируются там, где нанесены слишком широкие линии (или их пересечения): при стирании тканью они не задерживают печатную краску, и только края участка при печати способны образовывать полноценный черный тон. Центр участка останется бледно-серым. Если вы не заинтересованы в создании мягких эффектов подобного рода, воспользуйтесь на этих участках техникой акватинты. Кроме того, участок серого тона можно заново загрунтовать или покрыть лаком и прорезать на его поверхности дополнительные штрихи с помощью иглы.