Гравюра по металлу

Гравюра по металлу

История гравюры прослеживается со времен доисторического человека, когда основные элементы этой техники использовались для резьбы линейного рисунка на твердых поверхностях, таких, как камень или скалистые породы. Более поздние предшественники гравюры на медных пластинах — оружейные мастера и ювелиры, превосходно владевшие техникой нанесения поверхностного орнамента. Работы в технике серебряного и золотого чернения, niello, итальянских ремесленников первой половины XV века — также яркий пример и предвестник гравюры по металлу. Первая датиро-ванная Гравюра На медной пластине относится к 1446 году: работа была создана в Германии и называлась «Бичевание Христа», но одним из наиболее выдающихся граверов XV и начала XVI столетий был итальянский мастер Андреа Мантенья. Его дерзновенные гравюры (см. выше) характери-зуются системой диагональных штриховальных линий. Альбрехт Дюрер в Германии работал над созданием гравюр, которые были лаконичнее по стилю и более глубокими по тону. Гравюра на медной пластине стала широко распространенным методом репродуцирования живописных и графических работ, однако лишь немногие художники овладели техникой гравирования в совершенстве.

Схождение к вратам ада (около 1490 г.), Андреа Мантенья Эта гравюра демонстрирует диагональную штриховку Мантеньи на камнях вокруг входа. Изображение «залито» резким светом: проклятые и обреченные не смогут избежать своей участи.

 Пластина

Линии и точки на пластине в гравюре режутся и наносятся от руки с помощью грабштихеля или подобных инструментов. Наиболее часто используемая основа — медная пластина. Для нее характерны прочность, долго вечность и относительная мягкость, облегчающая процесс резьбы. Кроме того, в гравюре по металлу использовались такие материалы, как цинк (в современной форме — цинковые сплавы), но по сравнению с медью они считаются менее качественными. Стандартная величина толщины пластины — 16 размер.

Выгравированная пластина. В процессе глубокой печати надрезы и желобки, нанесенные на поверхность пластины, заполняются краской

Грабштихель и шабер

Основной инструмент для гравирования — грабштихель обладает ручкой в форме «гриба>, которая расположена под некоторым углом к основной части стального лезвия. Это позволяет продвигать инструмент по медной поверхности под острым углом.

Лезвие должно быть очень острым в течение всего процесса резьбы. Шабер и гладилка используется для удаления заусенцев с каждой стороны надреза и разглаживания граней.

img_839

Грабштихель Шабер/гладилка

Другие инструменты

В гравировании по металлу может применяться ряд инструментов, идентичных резцам в гравюре по дереву. Резец-штихель с округлым или плоским лезвием может использоваться для резьбы широких линий и удаления крупных участков поверхности. Можно применять чечевичный резец — шпит-цштихель и тонштихель: для гравюры по металлу лучше подходят инструменты крупных и средних размеров. Резцы небольшого размера могут переломиться.

Инструменты для создания точечной фактуры
В гравюре по металлу можно выстраивать тона посредством нанесения крохотных точек, а не линий. Точки нарезаются с помощью грабштихеля или специального инструмента, используемого в технике stippling. Разнообразные «рулетки» также применяются для создания точечной фактуры. Они снабжены небольшими стальными колесиками с зазуб-ренными или шероховатыми гранями. В распоряжении гравера есть и еще один инструмент — «матуар» или чекан-«булава», который вдавливается в поверхность пластины, оставляя на ней серию мелких точек.

Гравирование в карандашной манере
Резцы в виде рулетки или шипованной головки используются для работы в карандашной манере —при создании эффектов рисунка мелом или карандашами.
Резец-«рулетка»
Чекан-«6улава» (с шипованной головкой)

 Выполнение предварительного рисунка на пластине

Используемая в гравировании техника диктует способ нанесения рисунка. Некоторые художники предпочитают рисовать только наиболее важные элементы композиции, что обеспечивает свободу при последующей резьбе. Предварительный рисунок наносится на поверхность пластины тушью, универсальным восковым карандашом, фломастером или литографским карандашом. Поверхность пластины должна быть отполирована до зеркального состояния, чтобы обеспечить чистоту оттиска. Это может быть сделано ювелирной пастой для полировки металлов. Помните о том, что на оттиске формируется обратное (по сравнению с выгравированным) изображение.

img_842

1. Для предотвращения повреждения сукна пресса или бумаги для печати зачистите острые грани пластины и затем удалите мелкие частицы металла с помощью наждачной бумаги.
2. Если вы не используете дорогую готовую зеркально отшлифованную медь для гравера, отполируйте поверхность пластины перед процессом гравирования. Выполните предварительный рисунок на медной пластине, используя рисовальный материал по вашему выбору.

Линейная гравюра и грабштихель

Грабштихель следует держать в том же положении, что и резец в технике торцовой гравюры. Движения грабштихеля выполняются лишь в поступательном направлении. Для нанесения беглой, изогнутой линии перемещайте саму пластину, которая должна располагаться на кожаной подушке, наполненной песком. Если вы держите грабштихель в правой руке, левая рука должна передвигать пластину. Наилучший результат достигается в процессе непрерывного, расслабленного движения руки — без неоправданных усилий и повышенного давления. Если вы держите грабштихель под слишком крутым углом к поверхности, это будет препятствовать движению лезвия по металлу. Если угол слишком мал, лезвие будет резать неэффективно.

img_844

1. Нанесите надрез решительным движением резца в поступательном направлении. Не выполняйте резьбу в обратном направлении.
2. Используя острую режущую грань шабера, обрежьте образованные металлические стружки-«спиральки» на участке надреза.

img_845

3. Если вы хотите создать тональные эффекты и внести глубину в изображение, применяйте «рулетку» с зазубренным стальным колесиком.

Гравюра: техника меццо-тинто

В технике меццо-тинто металлическая пластина обрабатывается качалкой, в результате чего на поверхности и образуются крохотные ямки и впадины, которые при печати создают глубокий черный цвет. Гравер обычно работает от черного к белому, удаляя и отшлифовывая отдельные участки подготовленной пластины гладилкой и шабером.

Подготовка для работы в технике меццо-тинто
Предварительная подготовка пластины для техники меццо-тинто включает систематическое растирание и огрубление ее поверхности с помощью качалки — широкого, плоского лезвия с изогнутым, заточенным краем. С одной стороны лезвия нарезаны мелкие канавки, что образует зазубренную грань. Лезвие следует держать (можно укрепить его на более длинной ручке) под прямым углом к поверхности пластины; раскачивающими движениями лезвия в параллельных направлениях на ней наносится грубая сетка.

После выполнения пробного отпечатка пластина покрывается черным воском или любым другим легко удаляемым средством — это позволит контролировать процесс развития работы. Затем слой удаляется с поверхности. Для того чтобы снова получить на оттиске участки белого цвета, изрезанная поверхность должна быть полностью очищена, от-
шлифована и отполирована, чтобы на ней не оставалось никаких следов. Для образования более темных тонов оставьте некоторые участки фактуры. В процессе работы можно вносить корректировки — посредством повторного нанесения грунта на пластину, использования «рулетки» и повторного проскабливания поверхности. На пластину наносится краска с помощью тампона из мягкой кожи, после чего с пластины выполняется оттиск на офортном станке.

img_846

Создание грубой фактуры на пластине

Пользуйтесь качалкой для нанесения на металлическую пластину общей поверхностной фактурной сетки.

Сухая игла

Удаление участков фактуры. Для «выскребания» отдельных участков держите резец-шабер почти параллельно поверхности пластины, чтобы срезать заусенцы.

Рэй Деннис Меццо-тинто
Процесс кропотливой и трудоемкой работы, который характеризует технику меццо-тинто, оправдывается и вознаграждается созданием полного диапазона тонов — от глубокого блестящего черного до белого. Это отлично проиллюстрировано в представленном фрагменте. Испуганное и напряженное выражение лица девочки, ее силуэт на фоне вечернего неба и драматизм ее движения в сумеречном пейзаже демонстрируют воздушные, «атмосферные» Эффекты оттиска, выполненного в технике меццо-тинто.

Техника «сухой иглы, представляет собой форму линейной гравюры, в которой для нанесения изображения непосредственно на поверхность медной пластины используются острая стальная игла, алмазный наконечник или другой инструмент из камня твердых пород. Глубина выгравированной таким образом линии меньше, чем при использовании грабштихеля. В процессе резьбы образуются заусенцы, а края контура приобретают грубоватый характер, что способствует удержанию краски и созданию на оттиске четкой линии. Если вы удалите все заусенцы и шероховатости с надреза, отпечатанное изображение потеряет отчетливость. Поверхность пластины чрезвычайно чувствительна к воздействию давления офортного пресса: кроме того, в процессе печати заусенцы и шероховатости резаной линии быстро истираются, поэтому вы сможете качественно выполнить лишь ограниченный тираж оттисков (конечно, если вы не пользуетесь электролизом для нанесения стального упрочняющего покрытия).

Инструменты для техники «сухая игла»
Вы можете нанести наиболее беглую линию «сухой иглой» с алмазным наконечником. Она не «выцарапывает» медный лист (подобно стальной игле), а. скорее — скользит по нему. В некоторых случаях для насечки линий используется кончик "ehoope": на оттиске образуются жирные, темные контуры. Дополнительные, более глубокие линии наносите грабштихелем или «рулеткой».

img_848

Покровительство (фрагмент) (2000 г.), Рэй Деннис