Торцовая ксилография, линогравюра, коллаграф, монотипия

Торцовая ксилография

Идея использования медных гравировальных инструментов на торцовых сторонах древесины самшита приписывается граверу XVIII века То-масу Бьюику.

Данная техника стала стандартным методом воспроизведения иллюстраций в книгах, а художники-прерафаэлиты создали немало рисунков, которые были гравированы мастерами-исполнителями. Тем не менее в конце XIX века коммерческая торцовая ксилография была заменена фотографическим методом создания форм (цинкография) и с тех пор торцовая ксилография была вытеснена в более специализированный сектор печатных технологий, которыми пользуются небольшие частные типографии.

В XX столетии техника исследовалась и развивалась такими скульпторами, как Эрик Джилл. и художниками, как, например, Эрик Равилиус. Специализированные компании издают ограниченные тиражи торцовых гравюр (как  оригинальные оттиски) точно так же, как работы в техниках офорта, литографии и трафаретной печати.

img_814_1

Двугорбый верблюд (около 1785 г.), Томас Бьюик

Совершенное владение техникой тонкой линии в торцовой ксилографии позволило Томасу Бьюику воссоздать в этой работе полную шкалу тонов и мельчайшие детали. В этой небольшой работе чувствуется радость художника, которую он испытывал при создании грузной, «комковатой» формы верблюда, в пределах которой возник целый ряд фактур и элементов движения. Все они переданы выгравированной линией и создают видимость волосяного покрова и игру света на его поверхности.

Древесина

Торцовая ксилография выполняется на торцах, т. е. поперек волокон древесины самшита (в отличие от продольной гравюры, которую режут вдоль волокон). Как правило, доски подготавливаются специалистами и стоят достаточно дорого, Самшит — твердый и плотный материал; он гладко обрабатывается очень острыми инструментами, не оставляющими даже намека на заусенцы. В данной технике также применимы такие породы древесины, как лимон, падуб и клен.

Специальные инструменты для торцовой ксилографии — резцы-штихели. Они дают художнику возможность вырезать на формах тончайшие и деликатные линии.

Работы в данной технике характеризуются мелкими деталями и осторожной методикой построения и резьбы, а также тональным штрихованием перекрестными или параллельными линиями. Кроме того, большинство позитивных линий в оттиске воспринимаются зрителем как белые на черном.

img_814

Форма для торцовой ксилографии

Формы для данной техники вырезаются из торцовых частей самшита (поперек волокон древесины).

Нанесение рисунка

Вы можете нанести изображение непосредственно на форму с помощью мягкого, заточенного графитового карандаша. Необходимо предотвратить размазывание линии карандаша: воспользуйтесь для фиксации частиц графита соответст-вующим фиксативом-закрепителем для карандашного рисунка. Фиксатив может оказаться полезным для затемнения формы с помощью натирания черной тушью. Это означает, что в процессе резьбы вы уже можете представить, каким будет завершенное изображение после печати.

Инструменты для торцовой ксилографии

Штихели - грабштихели, шпит-цштихели, тонштихели. болтшти-хели (угловые, чечевичные, плоские и полукруглые резцы), инструменты, используемые в данной технике, изготавливаются из высококачественной закаленной стали.
Каждый из них имеет деревянную ручку в форме триба с плоским основанием. Это очень острые инструменты.

Резцы (штихели)

Основным инструментом для «рисования» является резец (штихель), который имеет такое же сечение в поперечнике, что и грабштихель в гравюре по металлу. Он может иметь прямоугольную или ромбовидную форму и вставлен
в ручку по диагонали так, чтобы одна из граней инструмента образовывала основание. Передняя часть инструмента обрезана под углом 30-45 градусов. Лицевая сторона и две боковые плоскости в форме буквы «V» сходятся в режущей точке. Прямоугольный резец при гравировании образует более широкую канавку, чем резец ромбовидной формы (который эффективнее при тонкой детальной работе).
Для затачивания каждой плоской грани используйте круговые движения на мелкозернистом оселке с небольшим объемом масла.

Резец-шпитцштихель
Данные инструменты имеют изогнутое (чечевичное) поперечное сечение и выпускаются в диапазоне различных размеров. Восходящая кривая на обеих сторонах позволяет очень эффективно использовать их для резьбы изогнутых линий.

Резец-тонштихель
Тонштихели производятся нескольких размеров и обладают тонким поперечным сечением в форме равнобедренного треугольника.

Другие инструменты
Инструменты Scorpers напоминают тонштихель, но они имеет более прямоугольную форму в поперечнике и плоскую или полукруглую режущую грань.

Инструменты для торцовой ксилографии
Здесь представлены штихели (слева направо): резец ромбовидной формы, резец Scorper, резец прямоугольной формы, резец-шпитцштихель, тонштихель.

Художники-граверы могут разрабатывать свои собственные методики, но важнейшим условием успешной работы в торцовой ксилографии является прочность контакта инструмента и древесины и возможность резать под небольшим острым углом к поверхности формы.

Упирайте ручку инструмента в ладонь руки. Большой палец кисти надавливает на стальной ствол с одной стороны; это давление уравновешивается указательным пальцем — с другой.

Расположите мизинец на углублении рукоятки или на резце. В процессе резьбы большой палец должен находиться на форме для обеспечения устойчивости угла наклона резца.

Форма, традиционно располагаемая и поворачиваемая на круглой подушке с песком, поддерживается во время работы свободной рукой. Рекомендую резать кривые линии, вращая саму доску, а не инструмент.

Инструменты в работе

img_821

Использование резца-штихеля

Продвигайте резец-штихель вперед, расположив его под небольшим острым углом к поверхности.

Энн Десмет. Ксилография в тонких линиях

Энн Десмет выгравировала вид на город из окна третьего этажа своего дома в восточной части Лондона на отдельных торцовых досках самшита. Визуальный ряд оттиска свидетельствует о спокойствии и предельной сосредоточенности художника в процессе его выполнения — как будто художник, затаив дыхание, внимательно всматривается в спокойный, яркий утренний пейзаж. Геометрия стен и архитектура зданий создают в рисунке диагональные линии-дорожки. Этот мощный эффект перспективы ведет взгляд зрителя к самому «сердцу» композиции. Обратите внимание на удивительную способность маленькой деревянной гравюры заключать в себе целый мир в таком масштабе и с подобной атмосферой.

img_822

Лондонские сады — диптих (1997 г.), Энн Десмет

Линогравюра

Используя линолеум, художник может создать эффекты, во многом напоминающие эффекты продольной ксилографии. Мягкая поверхность линолеума значительно упрощает работу. Древесина обладает плотностью, сравнительной хрупкостью и сухостью; линолеум оставляет ощущение плотного, инертного материала. Вырезанные в линолеуме линии характеризуются четкостью и резкостью, но линолеум достаточно быстро тупит инструменты. А если вы пользуетесь не абсолютно острыми инструментами, края надреза будут крошиться, мяться и т. д.

Инструменты и линолеум

Для подготовки формы из линолеума к печати необходимо, кроме линолеума, иметь определенные инструменты для резьбы, похожие на инструменты для продольной ксилографии. Стандартные инструменты для резки линолеума изготавливаются из тонкой кованой стали. Они выпускаются в широком диапазоне различных форм и перед использованием вставляются в деревянную ручку. Инструменты затачиваются на мелкозернистом оселке для правки с маслом или Арканзасском камне.

Линолеум для линогравюры
Плотный и прочный линолеум с подкладкой из джута, рогожи или мешковины — лучший материал для работы в технике линогравюры. Кусок линолеума можно приклеить к деревянной доске или фанере, чтобы усилить жесткость и увеличить его толщину, необходимую для машинной высокой печати. Это условие не является абсолютно неизбежным; поэтому
можно использовать обычный лист линолеума без укрепления для печати на тигельной (плоскопечатной) машине или даже на станке для глубокой печати (при регулировке давления). Линолеум представляет собой великолепный материал для многоцветной печати.

Линолеум и альтернативные материалы
В настоящее время существуют мягкие синтетические материалы, структура которых напоминает структуру ластика для карандаша.

Миммо Паладино. Создание беглой линии
Данная линогравюра — отличный образец контурной работы, в которой штрихи и другие элементы рисунка, вырезанные непосредственно на линолеуме, выступают как белые линии на темном фоновом цвете формы. Матисс был одним из первых художников, внесших в линогравюру подобную свежесть и беглость контура. В оттиске Паладино намечается элементарное перспективное пространство, на котором развертывается полное драматизма сложное психологическое действие.

img_825

Улиссы (серия из 4 линогравюр) (1984), Миммо Паладино

Коллаграф

Работая в технике коллаграфической печати, художник подготавливает тонкую основу-пластину размером с предполагаемый оттиск. Это может быть практически любой листовой материал — кусок алюминия, тонкая фанера, пластик или плотный картон со скошенными гранями и слегка округленными углами.

Затем художник создает единственное в своем роде изображение в виде фактурного рисунка непосредственно на поверхности самой пластины. Фактурная поверхность может создаваться различными способами: в результате нанесения акриловой фактурной пасты и карборундового песка на пластину и последующей манипуляции составом или
приклеивания кусков ткани, других материалов и объектов небольшого размера на поверхность, используя гипс и/или ПВА. Завершенное покрытие напоминает коллаж с низким рельефом и уже в этом виде представляет интерес. Поверхность может быть накатана краской (как при высокой печати); краска может быть просто нанесена валиком перед выполнением оттиска (см. следующую страницу) или, как в технике глубокой печати инталия. Краска может быть нанесена валиком, а затем стерта с поверхности, чтобы краской были заполнены только трещины и борозды фактуры, прежде чем оттиск будет выполнен. Возможна комбинация этих двух способов.

Монотипия

Монотипия представляет собой один из наиболее простых методов печати. Художник выполняет графическую или живописную работу на гладкой, не впитывающей поверхности, используя масляные, типографские краски или любой другой материал, способный сохранять влажность достаточно долго, чтобы осуществить предварительную работу и затем выполнить оттиск. Для высокой печати могут применяться вырезанные под необходимый размер куски твердого слоистого пластика или акрила, которые обладают гладкой, «работоспособной» поверхностью.

Печать работ

Художники, работающие в домашних условиях без печатного пресса, могут выполнять оттиски небольших размеров вручную при помощи валика и стальной гладилки. Вместо последней можно использовать заднюю сторону обыкновенной ложки. Если же у вас есть доступ к прессу для высокой печати, вы сможете обеспечить лучший контроль над качеством оттиска.

Ручная печать

При использовании небольших форм с нанесенными тонкими линиями лучше работать резиновым или пластмассовым валиком и густой краской. Валики с более мягкой структурой, а также более жидкая краска заливают тонкие линии, что сказывается на плохом качестве оттиска. Работая с более крупной ксилографией или линогравюрой, используйте твердый или мягкий валик.

Мягкие валики следует применять на неровных и фактурных поверхностях. Кроме того, вы можете наносить краску кусочком мягкой кожи или кистью. Бумага, используемая в высокой печати, обычно довольно тонкая и обладает хорошими абсорбирующими свойствами. Переложите ее влажной газетой перед печатью. Вам обеспечен глубокий бархатистый черный цвет на завершенном оттиске. Лист бумаги располагается на накатанной краской форме и оттиск перекачивается в процессе «выглаживания».

img_827_1

1. Раскатайте краску по поверхности плиты или пластины до образования тонкого однородного слоя.

img_827_2

2. Валиком, тампоном или кистью нанесите краску на форму. Затем расположите лист бумаги на форме и придавите его рукой.

img_827_3

3. Добавьте сверху защитный лист более плотной бумаги и обработайте поверхность равномерными круговыми движениями гладилки от центра к краям.

img_827

4. Снимите оттиск за один край.

Машинная печать

Нанесение краски на форму и подготовка бумаги осуществляются так же, как при ручной печати (см. выше). В процессе работы в домашних условиях вы можете использовать простой винтовой пресс. Проложите с нижней и верхней сторон формы куски плотного картона или лист твердой резины («упаковка»). Это обеспечит равномерность печати и защиту формы.

Применение пресса высокой печати с ручным рычагом — один из наилучших способов создания оттиска в данной технике; среди таких прессов наиболее популярны марки Albion и Columbian.
Работы в технике высокой печати могут выполнятся на офортном станке, на плоскопечатной или ротационной печатной машинах.

Перед нанесением краски на форму ее следует расположить в прессе с «упаковочной» прокладкой на поверхности и сделать пробный оттиск для проверки величины давления. Если рычаг слишком легко возвращается в исходное положение, это означает, что слой прокладки оказался недостаточным. Если в определенной точке что-либо препятствует движению рычага, слой прокладки излишне плотен. Регулировка величины давления на форму в огромной степени влияет на качество оттиска.