Продольная (обрезная), фотогравюра

СУЩЕСТВУЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕХОД МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И РИСУНКОМ, с одной стороны, и печатными технологиями — с другой. Однако, несмотря на то, что материалы, навыки и методики первых в большинстве случаев приложимы к печатным способам создания изображения, печатные технологии представляют собой совершенно обособленную область художественной практики с целым рядом частных дисциплин, таких, как глубокая печать, литография, трафаретная печать (шелкография) и цифровая печать. Все они обладают собственными, очень характерными материалами, оборудованием, методиками, а также имеют круг своих преданных учеников и последователей.

img_797

Образ 1 (2000 г.), (коллаграфический оттиск) Мохаммед Факруззаман

Коллаграф предоставляет художнику огромную свободу в создании уни-кальных и сложных видов поверхности для печатной техники. Богатая фактура трех пластин, использованных для создания данного оттиска, была создана наждачной бумагой и ПВА на доске в комбинации с техникой работы сухой кистью и надрезами ножа. Благодаря применению трех пластин (покрытых сиеной натуральной, ализарином малиновым и сажей ламповой), которые значительно варьировались по тональности от средних и светлых до темных, при взгляде на оттиск у зрителя рождается реальное ощущение открытого пространства. Взгляд зрителя направлен сквозь плавные вертикальные формы черного цвета на правую и левую стороны переднего плана, на участки среднего и заднего планов посредством изогнутой горизонтали темно-красного цвета. Таким образом художник акцентирует «запоминаемый ландшафт» своей работы.

ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ является древнейшей формой печатного производства. Печатная краска наносится на выступающую поверхность, а оттиск снимается с печатной формы или пластины. Участки, вырезанные художником или не выступающие над рельефом, не оставляют следа на оттиске. Для изготовления форм или пластин, применяемых в высокой печати, может использоваться огромный диапазон материалов. Они включают камень, дерево, линолеум, пластик, металл, картон, картофель, песок или ткань. Наиболее широко распространены такие виды высокой печати, как ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра. Высокая печать объединяется с типографским набором шрифтов и книгопечатанием, поскольку формы для торцовой и обрезной (продольной) ксилографии могут изготавливаться той же высоты, что и шрифт.

За туалетом (1923 г.), Макс Бекманн

Данная ксилография демонстрирует экспрессивный характер линий, вырезанных гравировальными инструментами. Изображение выглядит вырубленным и вибрирующим. Непосредственные следы штихеля проявляются в белых, напоминающих мазки кисти, линиях корсажа и юбки модели. Рисунок в целом оживляется энергичным и смелым подходом гравера. Изображение держится на двух диагональных линиях в основании рисунка: нам кажется, что оно раскачивается, как на кресле-качалке.

Продольная (обрезная)

Древние египтяне, индийцы и арабы использовали методы высокой печати с помощью деревянных форм для тиснения и печати изображений на текстиле. Но только в седьмом веке нашей эры техника продольной гравюры на бумаге вошла в практику среди художников Китая, где текст и изображение воспроизводились с одной и той же формы. В Европе использование гравюры на дереве в процессе развития печатного дела началось только в конце XTV века, так как бумага появилась здесь одним столетием раньше. Великий немецкий художник и гравер Альбрехт Дюрер исследовал и значительно продвинул вперед данную технику и превратил ее в независимую форму искусства (а не просто в способ печати текста). Его современники Ханс Бургкмайр Старший и Ханс Бальдунг также принимали участие в развитии гравюры по дереву, в особенности так называемой кьяроскуро. разработанной Джост ван Негке-ром и Уго да Карпи.

Искусство гравюры по дереву в Китае и Японии достигло своего расцвета в XVIII и XIX веках. Японская школа «плавающего мира» (укийо-э) развивалась благодаря новаторским цветным работам Ма-санобу, техническим разработкам Харунобу, Ша-раку и Утамаро и великим работам Хокусаи и Хи-рошиге. Их оттиски существенно повлияли на творчество французских художников конца XIX века — например, Гогена. В начале XX столетия немецкие художники группы «Мост» серьезно увлеклись этой техникой. Основанная в 1905 году, группа с энтузиазмом воспринимала примитивистские течения в культуре, в особенности традиции немецкого искусства. Художники восхищались непосредственностью и энергией гравюры по дереву и создали серию оттисков, которые заметно повлияли на работы современных художников, таких, как Базелитц, Пенк и Иммендорф.

Принцип высокой печати. Этот рисунок поперечного сечения демонстрирует основной принцип высокой печати. На выступающие участки формы наносится краска (показанная здесь синим цветом) и затем выполняется оттиск; при этом вырезанные художником участки, естественно, в создании оттиска не участвуют.

Выбор древесины для продольной ксилографии

Форма для продольной (обрезной) ксилографии изготавливается из деревянной доски, разрезанной вдоль волокон древесины, а не поперек их (см. Торцовая ксилография. с. 234). Источником материала могут служить целый ряд пород деревьев, включая вишню (любимый материал японских художников), грушу, сикамору (платан, явор), яблоню, бук, сливу, каштан, иву и клен. Достаточно трудно добиться относительно ровных и тонких вырезанных линий. Могут использоваться и более мягкие породы древесины, такие, как тополь, сосна или липа, особенно если требуется срезать большие участки формы. Перед резьбой художник может покрыть древесину слоем шеллака и обработать ее наждачной бумагой.

Крупные формы создаются в результате склеивания кусков древесины так же, как при подготовке к живописи на досках . Куски древесины склеиваются между торцами, чтобы предотвратить деформацию. Старая мебель, такая, как столы или шкафы, может предоставить очень хорошие панели для ксилографии.

Некоторые художники пытаются сохранить в отпечатке естественный рисунок годовых колец древесины, энергично шлифуя поверхность доски проволочной щеткой, используя кислоту или пескоструйную обработку. Рисунок поверхности фанерного листа так же может быть органично включен в структуру оттиска, как и поверхностный рисунок древесно-волокнистой плиты средней плотности .
Форма для продольной ксилографии
Доски в продольной ксилографии вырезаются из деревянных брусков вдоль волокон.

Перенесение рисунка на форму

Здесь представлены три способа перенесения изображения. Какой бы из них вы ни выбрали, помните, что нанесенный и вырезанный рисунок на оттиске будет «перевернутым», т. е. зеркально противоположным.

img_800_1

1 Простейший метод заключается в нанесении рисунка тушью и кистью непосредственно на поверхность формы.
2 Выполненный рисунок может быть перенесен с помощью кальки или (белой или черной) копировальной бумаги.
3 На древесину можно спроецировать фотографический слайд.

Инструментарий для продольной ксилографии

В данной технике применяются три основные типа инструментов: нож, резец в форме буквы «V» и изогнутые стамески. Нож используется для резьбы контуров, два других вида — для выборки древесины. Также могут применяться плоские стамески для удаления крупных участков. Кроме традиционных инструментов для продольной ксилографии, широко используется и другое оборудование. Например, для создания эффектов фактуры художники пробивают поверхность древесины металлическим кернером.

img_802

Нож, стамески, резцы в форме буквы «V»

Затачивание инструментов

Важность использования острых, хорошо заточенных инструментов трудно переоценить — процесс их затачивания может занимать столько же времени, сколько обычно требуется непосредственно для процесса резьбы. Используйте оселок для правки с маслом — например, на основе оксида алюминия, который выпускается в трех вариантах — мелкой, средней и крупной зернистости. Мелкозернистый оселок является наиболее эффективным средством для качественного затачивания инструментов (если необходима очень острая грань). Капелька легкого, светлого масла оказывает смазочное воздействие. Впоследствии лезвия могут затачиваться натуральным арканзасским камнем с еще более мелкой структурой и полироваться (шлифоваться) с помощью кожаного ремня для правки бритв.

Затачивание стамески. Используйте вращающие движения в нижнем направлении, поворачивая стамеску из стороны в сторону в процессе скольжения ее грани по поверхности оселка.

img_800

Затачивание резца в форме буквы «V»

Затачивайте каждую режущую грань отдельно. После обработки форма «V» лезвия резца должна быть по-прежнему симметричной.

Использование ножа, стамесок и резцов в форме буквы «V»

Нож используется для резьбы вокруг штрихов изображения. Его следует держать под небольшим острым углом к линии рисунка, чтобы грань имела скос во внешнюю сторону от «печатающей» поверхности — это придаст дополнительную силу и прочность выступающей грани объекта и позволит избежать скопления краски (что неизбежно при скосе грани во внутреннем направлении) и связанных с этим проблем печати оттисков. Кроме того, другой надрез может быть сделан под углом к первому (см. ниже), чтобы сформировать канавку в форме «V» вокруг линии, предназначенной для печати. Это позволяет срезать дополнительные участки древесины — например, с помощью стамески — без опасений глубоких прорезов в контурных штрихах и их повреждения.

img_805

Использование стамески

Пользуясь стамеской, режьте в направлении «от корпуса» под небольшим острым углом к поверхности формы. В поперечном сечении надрез имеет форму буквы «U».

Стамески и резцы в форме буквы «V» (угловые) должны использоваться для резьбы вдоль волокон древесины. Надрез стамески заметно отличается от более четких и агрессивных надрезов резца в форме «V». На оттиске следы стамески легко узнаваемы благодаря характерному сужению в начале каждого штриха (там, где инструмент входит в древесину). Это придает линиям определенную мягкость. Резец в форме «V» оставляет более резкий след.

Использование резца в форме буквы «V».
Держите резец так же, как и стамеску. Он наносит более глубокий и узкий надрез, который в поперечном сечении имеет форму «V».

Использование ножа. Сделайте надрез по линии поперек волокон древесины.
Выдалбливание стамеской

Использование фанеры

Фанера существенно отличается от других, натуральных форм древесины (досок), используемых в ксилографии. В сравнении с натуральной древесиной, которая обладает удовлетворительной плотностью, фанера — очень легкий материал, который расщепляется при нанесении надрезов. С другой стороны, она обладает хорошей отзывчивостью на работу стамеской и резцом в фор-ме буквы «V»: фанера позволяет использовать эти инструменты в быстром темпе, как при создании наброска.

Автопортрет справа был выполнен непосредственно с натуры, без предварительного рисунка, при использовании острого резца в форме «V» и стамески. В процессе работы фанера расщеплялась, образовывая массу обломков и щепок; поэтому к моменту завершения «рисунка" ее поверхность превратилась в массив острых, выступающих граней древесины, которые не позволили бы нанести краску должным образом. Легкая зачистка шлифовальным кругом восстановила гладкую поверхность фанеры и открыла все прорезанные линии.

Поскольку удаленные участки древесины не оставляют оттиска, при традиционной печати черной краской на белой бумаге подходите к резьбе так же, как к рисунку белым мелом на темной бумаге. Этот экономичный подход был использован для выполнения данного изображения.

img_810

Работа на основе ярких световых акцентов. Куски древесины были удалены лишь с поверхности хорошо освещенных участков лица.

Завершенный оттиск. Данный оттиск включает вертикальные штрихи от естественной (не отшлифованной) поверхности фанеры.

Использование альтернативных режущих инструментов

Для нанесения надрезов на деревянную форму могут использоваться практически любые инструменты, способные оставлять след на ее поверхности. Как уже сказано, создавая эффекты фактуры, художники могут пробивать поверхность древесины металлическими кернами; электродрель с различными абразивными насадками может применяться для резьбы по линиям рисунка.

img_811

Оттиск, выполненный электрическим паяльником

При использовании плоского наконечника(в форме долота) электрического паяльника изображение было медленно выжжено в поверхности формы из древесины сливы.

img_812

Завершенный оттиск.
На оттиске создается негативное изображение рисунка домов на вершине и склоне холма. Линии кажутся подсве-ченными, как будто они выделены неоновым светом на фоне темного неба.

Фотогравюра (гелиорельеф)

Данный вид изготовления оттиска основан на использовании эластичного светочувствительного полимерного покрытия на пластиковой подкладке. Негативное изображение на пленке помещается между светочувствительной полимерной пленкой и источником света, после чего пленка подвергается воздействию света. Затем пленка промывается и часть ее покрытия остается только на участках, которые будут печатать. Полимерный трафаретный материал поставляется вместе с клеевым составом, который используется для приклеивания трафарета лицевой стороной вниз на поверхность древесины. Обычно наносят до трех слоев клея в зависимости от пористости материала, используемого в качестве печатной формы. Трафарет располагают на клеевом покрытии, пока оно остается липким, и затем разглаживают через лист бумаги. Это по-крытие должно высохнуть в течение 24 часов, после чего лист пластиковой подложки быстро удаляют. Затем доска подвергается пескоструйной обработке. Песок воздействует на древесину, разрушая слой высохшего клея, но оставляя прорезиненное покрытие неизмен-ным: оно выступает на поверхность и создает рельефную печатную форму. Покрытие может быть оставлено на поверхности и накатывать краской или удаляться для того, чтобы в оттиске обозначился рисунок волокон натуральной древесины.

Прорезиненное полимерное покрытие, используемое в гелиорельефе, первоначально разрабатывалось для применении на стекле (как и большинство печатных технологий, этот метод первоначально имел коммерческие цели).

Ричард Эндертон
Оттиск в технике гелиогравюры

В данном примере Ричард Эндертон исследует качество и особенности «раскрытого» поверхностного пространства, которое образуется при пескоструйной обработке древесины. Однако, кроме того, художник старается вникнуть в «повествовательные» элементы, выраженные в рисунке натуральных волокон дерева. Подобно пеликану, мы всматри-ваемся в иллюзорное пространство над поверхностью моря. Ощущение перспективы усиливается благодаря расположению силуэта пеликана — кажется, что он обосновался на самой вершине горы.

img_813

Пеликан (2001 г.), Ричард Эндертон