СУЩЕСТВУЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПЕРЕХОД МЕЖДУ ЖИВОПИСЬЮ И РИСУНКОМ, с одной стороны, и печатными технологиями — с другой. Однако, несмотря на то, что материалы, навыки и методики первых в большинстве случаев приложимы к печатным способам создания изображения, печатные технологии представляют собой совершенно обособленную область художественной практики с целым рядом частных дисциплин, таких, как глубокая печать, литография, трафаретная печать (шелкография) и цифровая печать. Все они обладают собственными, очень характерными материалами, оборудованием, методиками, а также имеют круг своих преданных учеников и последователей.

  • Высокая печать
    ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ является древнейшей формой печатного производства. Печатная краска наносится на выступающую поверхность, а оттиск снимается с печатной формы или пластины. Участки, вырезанные художником или не выступающие над рельефом, не оставляют следа на оттиске. Для изготовления форм или пластин, применяемых в высокой печати, может использоваться огромный диапазон материалов. Они включают камень, дерево, линолеум, пластик, металл, картон, картофель, песок или ткань. Наиболее широко распространены такие виды высокой печати, как ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра. Высокая печать объединяется с типографским набором шрифтов и книгопечатанием, поскольку формы для торцовой и обрезной (продольной) ксилографии могут изготавливаться той же высоты, что и шрифт.
  • Глубокая печать
    В ПРОЦЕССЕ ГЛУБОКОЙ ПЕЧАТИ линии и тона образуются в результате гравирования или травления поверхности металлической пластины. Краску наносят на поверхность пластины, после чего ее вытирают, оставляя лишь в желобках линий. Поверхность пластины при этом должна быть чистой. Затем на пластине располагают лист мягкой увлажненной бумаги и в таком виде пластина проходит через валики машины для глубокой печати. Под давлением валиков лист вдавливается в углубления и желобки, вследствие чего краска переходит на бумагу. Это и есть завершенный оттиск. Различают два основных типа глубокой печати — гравюра по металлу и офорт.
  • Литография
    ЛИТОГРАФИЯ КАК ВИД ИСКУССТВА возникла и начала развиваться в конце XVIII века. Основателем литографии считают Алоиза Зенефельдера (1771-1834 гг.), который основал институт в Мюнхене, исследовавший и содействовавший продвижению новых техник. Он был опытнейшим ученым-исследователем, чье руководство по литографии и в наши дни остается таким же актуальным и практичным, как это было более 150 лет назад. Зенефельдер не был художни- ком, но плодами его разработок вскоре воспользовались такие художники, как Гойя, Энгр и Делакруа. Непосредственность методики и ее близость открытой технике рисования сделала литографию популярной у таких мастеров, как Мане, Дега, Сера и Тулуз-Лотрек. Последний, кстати, использовал эту методику для создания незабываемых ком-позиций на своих цветных плакатах. В наше время литография играет важнейшую роль в области тиражных печатных технологий.
  • Трафаретная печать (шелкография)
    ТРАФАРЕТНАЯ ПЕЧАТЬ БЕРЕТ НАЧАЛО в трафаретной технике графики и живописи, в которой элементы изображения вырезаются из тонкого картона (или подобного мате-риала). Картон располагают на поверхности листа бумаги или другого материала; затем через вырезанные участки картона на бумагу наносится краска — легкими ударами обрезанным торцом кисти в вертикальном положении: таким образом происходит перенос изображения. Восточные виды трафаретов ручного изготовления раннего периода представляли со-бой весьма сложные конструктивные образования, которые приходилось соединять между собой на сетке из человеческих волос. Трафаретная печать, или шелкография, которая была изобретена в начале XX века, основывается на похожем принципе. На раму натягивается очень тонкая сетка редкого плетения. Затем к сетке прикладывают трафарет и через него наносят печатную краску: в результате рисунок переносится на сетку. В наше время в данной технике используются замысловатые фотографические методики, которые способствуют созданию очень сложных изображений. Но в то же время это достаточно простой и непосредственный метод печати, который при-носит успех при использовании минимального количества оборудования. В течение последних десяти лет наблюдается значительное отклонение от традиционных методов трафаретной печати, которые основаны на использовании вредных для здоровья и огнеопасных красок.