Тушь, кисти и основы

Рисунок кистью и тушью характеризуется непосредственностью мазка, независимо от того, сделан он с помощью западных или восточных кистей. Следовательно, крайне важно использовать высококачественные кисти, чтобы познакомиться с «поведением» бумаги различных видов и сортов и экспериментировать с разбавленной тушью.

Средства для рисунка кистью

Несмотря на то, что китайская тушь в форме плиток и обычная жидкая тушь — традиционные и наиболее популярные средства для рисунка кистью, может быть использована также практически любая краска, включая акварель, акрил и даже масляная, все зависит от характера основы.

Восточная тушь в виде плиток и палочек

Традиционным средством для рисунка кистью на Востоке является тушь в виде плиток или палочек.
Она изготавливается уже в течение двух тысяч лет. Тушь содержит пигмент ламповой сажи (полученный в результате неполного сгорания сосновой древесины или масла в небольших глиняных «лампах»), смешанный с клеем и ароматизированный мускусом, камфарой или розовой водой. Отфильтрованная и перемолотая сажа смешивается с теплым клеевым составом, который изготавливается из смеси рыбьего клея и мездрового связующего. Так образуются пастозные шарики, которые затем подвергаются нагреванию; им придается форма палочек, которые впоследствии поступают под пресс. Затем добавляются ароматические вещества и материал прессуется в деревянных формах, высушивается, очищается и полируется. Среди наиболее популярных цветов можно выделить синий и фиолетовочерный.

Другие виды туши

В настоящее время тушь в основном представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или синтетических связующих составах на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши в виде палочек. Различные виды туши могут применяться в рисунке кистью. Сепия, производимая из чернильных мешков головоногих и каракатицы, использовалась для работы в этой тех-нике и была в моде в Европе начиная с конца XVIII века.

Кисти для контурной работы

Степень разбавления туши или любого другого средства, тип используемой бумаги или другой основы (а также ее состояние — сухая, влажная или совершенно мокрая), тип применяемой кисти и, наконец, объем туши, удерживаемый кистью, — все эти факторы обусловливают бесконечное разнообразие эффектов, создаваемых в технике рисунка кистью. На иллюстрации вы видите примеры возможных линий, нанесенных кистями западного типа.

kist3

1 Держите тонкую круглую колонковую кисть с острым кончиком
в вертикальном положении; в момент нанесения мазка в направлении к себе рука должна находиться на поверхности гладкой бумаги. Таким образом можно нанести очень тонкий и непрерывный мазок.
2 Та же линия, выполненная средней колонковой кистью.
3 Плоская кисть для заливок из бычьего волоса с неразбавленной тушью. Мазок нанесен достаточно быстро. Тушью окрашена лишь верхняя часть фактуры бумаги.
4 Тот же мазок, выполненный разбавленной тушью на бумаге с грубой фактурой.
5, 6 и 7 Плоская нейлоновая кисть на гладкой бумаге. Мазок нанесен трижды без повторного наполнения кисти. Линии существенно отличаются по качеству, так как кисть с меньшим объемом туши постепенно образует в мазке все больше полутонов.
8 Мазок в виде спирали нанесен тонкой колонковой кистью на сухую бумагу.
9 Тот же мазок на влажной бумаге.
10Простейший мазок выполнен крупной колонковой кистью на сухой бумаге.
11Тот же мазок на влажной бумаге.
12Мазок линейной кисти на сухой бумаге и тот же мазок на влажной бумаге. Использование влажной бумаги в каждом случае придает мазку иное качество: создаваемые эффекты значительно разнятся между собой.

Основы для техники рисунка кистью

Традиционными основами для данной техники являются бумага или шелк. Однако в этом качестве также могут быть использованы различные холсты или доски.

Преимущества восточных видов бумаги

Японские и китайские виды бумаги как будто специально созданы для техники рисунка кистью. По сравнению с западными образцами бумаги они, как правило, тоньше и лучше впитывают влагу, поэтому взаимосвязь между кистью, тушью и бумагой здесь значительно больше. Мазки туши легко впитываются поверхностью и становятся неотъемлемой частью структуры бумаги, а не просто «лежат» на листе, что свойственно западным видам бумаги многократного проклеивания.

На восточной бумаге каждый мазок приобретает интересную форму, а также необычайную четкость и прозрачность. Кажется, бумага сохраняет само движение мазка — качество, недостижимое на западных видах бумаги, особенно при непосредственной, прямой технике рисования. Если рисунок создается за-ливками различных тонов, западные виды тряпичной бумаги показывают наилучшие результаты.

Использование различных видов бумаги

Толстая, заостренная китайская кисть в пластиковом корпусе, укрепленная на бамбуковой рукоятке, была использована для нанесения серии мазков на различных видах восточной бумаги (см. верхнюю иллюстрацию на следующей странице).

Хорошо заметна отзывчивость бумаги на нюансы нажима и скорости нанесения линии. Мимолетная нерешительность художника вызывает скапливание на участке мазка большего объема туши и тон линии становится более глубоким. Если кисть наполнена недостаточным объемом туши, края мазка разрываются, что создает выразительный эффект «сухой кисти». При использовании кисти с избыточным объемом разбавленной туши на краях мазка образуются наплывы. Мазки в виде пальмы, нанесенные менее влажной кистью, например, создают несколько суховатое, более фактурное и выразительное изображение.

img_307

Простейшие мазки на восточных видах бумаги

1 Белая бумага верже Sekishu shi
2 Белая бумага верже Gifu shoji
3 Бумага верже Kawasaki
4 Тонированная бумага верже Kozo shi

Абсорбция излишков воды

Мазок разбавленной тушью создает мягкий, сероватый эффект. Однако, если кисть слишком влажная, края мазка расплываются. Работая на более тонких видах бумаги, подложите под основу лист абсорбирующей бумаги — она впитает излишки воды.

Использование гладкой мелованной бумаги

Похожие мазки, выполненные одной и той же кистью на гладкой плотной бумаге для рисования и более тонкой, впитывающей восточной бумаге, демонстрируют различный характер. Более четкие края мазка на бумаге западных видов, хотя и обладают определенным визуальным эффектом, кажутся оторванными от действия и движения краски в пределах контуров. Мы видим, что тушь просто находится на поверхности бумаги — она никак не влияет на ее внутреннюю структуру.

img_310

Полупрозрачная бумага

Мазки туши полупрозрачной умеренно впитываются ее поверхностью. Это создает впечатление, что объект не просто «лежит» на поверхности листа, а целиком интегрирован в льную структуру ги, стал ее неотъемлемой частью.

img_308

Гладкая бумага

Края мазка характеризуются большей четкостью по сравнению с восточными видами бумаги.

Работа на гладкой и шероховатой бумаге

Характер контурного рисунка кистью определяется природой кисти и основы. Эти два рисунка выполнены одной и той же кистью (тонкой круглой колонковой) на двух различных основах — бумаге гладкой и грубой фактуры. Рисунки сделаны в быстром темпе простыми, решительными мазками — стиле, в котором очень высока вероятность неудачи. Во втором примере твердость линии первого рисунка нарушается и смягчается эффектом фактуры бумаги. Стараясь добиться этого эффекта, вы должны погрузить кисть в тушь и затем частично удалить ее с помощью впитывающей салфетки.

kist4

Гладкая бумага Линия на гладкой бумаге

kist5

Фактурная бумага Линия на шероховатой бумаге

Использование тонкой линии на гладкой бумаге

Данный контурный рисунок выполнен самым кончиком маленькой круглой колонковой кисти. Вероятно, вы подумали, что это рисунок пером и это вполне понятно. Качество линии варьируется: она имеет то осторожный и экспериментальный, то плавный и беглый характер. Беглость линии хорошо просматривается в волнистых небрежных контурах, обозначающих левую часть фигуры второго мальчика слева.

kist6

Тонкие линии

Волос колонковой кисти, сходящийся на острый конус, способен образовывать тонкие линии-мазки, очень напоминающие по качеству линии пера.