Восточная и западная техники

Рисунок кистью демонстрирует собственный «почерк» художника и отражает, возможно, более, чем какая-либо другая техника, его характер и решительность. Причиной этому является отзывчивость наполненной кисти на давление, оказываемое рукой художника, и на любые ее движения. На Западе, если кисть используется непосредственно на основе и находится в руках мастера, ее мазки обладают той же живостью и точностью, которая свойственна восточным работам.
За последние приблизительно сто лет художники Запада постепенно осознали значимость восточной техники работы кистью, после чего многие их них органично вплели ее элементы в свое собственное творчество.

Как держать кисть

Многообразие рисунков кистью как вида изобразительного искусства обусловлено огромным количеством производимых кистей. Диапазон кистей — от маленьких колонковых, образующих крохотную точку, до грубых бамбуковых, напоминающих конопляные волокна, а природа кисти в огромной степени диктует природу нанесенного мазка. Кроме того. особый характер мазку придает манера держать кисть. Художники разработали свои собственные способы держать кисть для выполнения конкретных манипуляций: а некоторые из них создали целую систему обращения с кистью под влиянием восточных методик. Благодаря различным видам захвата кисти, переменному давлению и разнообразным движениям рождается особый, выразительный язык рисунка кистью, который передается движениями всего тела.

Западная техника

На Западе существует некий автоматизм держать кисть подобно перу или ручке, располагая ее под углом к поверхности основы; при этом ручка кисти находится рядом или ниже фаланги большого пальца. При таком виде захвата кисти пальцы, как правило, собраны вместе и двигаются согласованно, что способствует нанесению мазка в одном направлении.

Восточная техника

img_302

Запястье в приподнятом положении

В данном случае локоть находится на столе, предплечье приподнято.

kist2

Запястье без опоры

Запястье и локоть находятся над столом. Этот прием используется при работе на основах крупных размеров, стоя.

В восточной технике кисть располагается вертикально при горизонтальном положении основы. Большой и средний пальцы образуют прочный центральный захват; при этом кисть может двигаться в любом направлении благодаря движению всех пальцев. Кисть расположена на некотором расстоянии от ладони.

Поддержка и все перемещения кисти выполняются кончиками пальцев, которые обеспечивают повышенный и надежный контроль. Можно выделить основные аспекты, определяющие визуальный характер мазка:

• прочность захвата,
• положение пальцев,
• положение запястья и руки,
• нажим на пучок кисти,
• скорость нанесения мазка.

При прочном захвате кисти образуются мощные, решительные мазки; менее прочный захват дает более гибкий, податливый мазок. Существуют три основных положения пальцев на ручке кисти — низкое, среднее и высокое. Кисть движется более свободно и мягко при высоком положении, чем при низком. Низкое положение пальцев несколько снижает ее мобильность. Расстояние от руки до основы предоставляет еще один «набор» переменных значений — китайский каллиграф Чанг Йи выделил четыре основных положения руки на основе (см. иллюстрацию вверху). Толщина (ширина) мазка определяется величиной давленияна кончик пучка. В результате применения трех основных величин давления кисть образует соответственно тонкий, средний и широкий мазки.

Западные художники часто используют всю длину волосяной части кисти для определенных манипуляций. Это — достаточно редкое явление для восточной техники, по крайней мере, для каллиграфии, где может быть использована лишь половина пучка. При этом самый кончик кисти является наиболее важной частью, остальная часть пучка функционирует в качестве резервуара для туши.