Перо и тушь: виды техник

Виды контурной техники

Непосредственность и стремительность выполнения являются наиболее положительными чертами тради-ционного рисунка пером и тушью. Осторожный экспериментальный подход выражается в деликатных тонких линиях рисунка, в то время как более решительные и уверенные движения руки с возрастающим нажимом на перо образуют более мощные и плотные линии контура.

img_287

Ручка-маркер с тонким наконечником

Относительно новые, светостойкие ручки-маркеры с тонким волоконным наконечником в стальном цилиндровом корпусе представляют собой очень эффективные инструменты для рисования. Выпускаются с толщиной наконечника в диапазоне приблизительно от ОД мм до 1,0 мм.

Представленный выше этюд демонстрирует чистоту, прозрачность и эффективность данных ручек в качестве инструментов для рисования. Работая в подобной манере, вы должны хорошо контролировать линию в процессе ее нанесения, поскольку она не поддается стиранию ластиком. В данном случае толщина наконечника маркера составляет 0,5 мм. Он придает мягкость рисунку небольшого масштаба.

img_288

Сравнение ручки-маркера и пера для рисования

Первый набросок (женщины в бикини) выполнен тем же маркером, который был использован в этюде, представленном выше. Второй набросок (читающего мужчины) был нарисован стандартным стальным пером для рисования. Между двумя набросками существует значительная разница. Толщина линии в первом наброске практически неизменна, в то время как во втором благодаря гибкости пера характер линии изменяется на всем пространстве рисунка. Она становится то более плотной, то более тонкой.

Стандартная ручка с тонким пером

Два небольших наброска выполнены в одной и той же манере работы с линией и без какого-либо предварительного рисунка карандашом. Использовалась более жидкая, стандартная ручка с тонким пером. В данном случае линия значительно тоньше — это придает рисунку более четкий, но и более плоский вид.

img_289

Сравнение ручек Pentel и Biro

В данных набросках чувствуется экспериментальный подход к передаче формы, поскольку в каждом случае нанесенная линия не подлежит корректировке. Однако разница в качестве линии в набросках достаточно ощутима — ручка Pentel (верхний рисунок) оставляет на бумаге более плотную линию, которой свойственна определенная прозрачность. Ручка Biro (нижний рисунок) образует более тонкую линию вязкого, тягучего вида, так как на некоторых участках вдоль нее ручка оставляет больший объем красителя.

Использование очень влажной основы

Перед началом процесса рисования постарайтесь тщательно намочить лист бумаги (а не просто слегка увлажнить его). При этом ваш контроль над характером завершенного изображения значительно ослаблен. Элемент случайности играет определенную роль в успешности техники, поскольку никогда нельзя сказать наверняка, как поведет себя тушь или другое средство в данных условиях. С другой стороны, именно эта «непредсказуемая» свобода краски придает работам данного рода очарование.

img_290

Рисунок на мокрой бумаге

Данный быстро выполненный набросок демонстрирует эффект работы неразбавленной тушью непосредственно по заранее увлажненной (или совершенно мокрой) бумаге. В этом случае создается эффект проникновения линии пера в саму структуру бумаги, поскольку художник использует разбавленную краску, которая распространяется на ближайших окружающих участках.

Переменный характер линии, работа кистью и черной краской

Смелое и непосредственное использование пера, кисти и неразбавленной туши представляет собой экономичный способ создания драматичных эффектов светотени. Пятна плотного, неразбавленного черного цвета создают контрапункт с линиями пера.

pero6

Комбинация линии и крупных участков черного цвета

Плавный контур пера, который определяет фигуры и придает выразительность их движению, сбалансирован плот-ным задним планом, который «выдвигает» фигуры вперед, в луч прожектора.