Материалы и оборудование

Перьевые ручки

Природа линии, проведенной перьевой ручкой, зависит от типа пера и способа подачи туши. Помимо традиционного гусиного пера, тростниковых ручек и широкого диапазона стальных перьев, существует большой и постоянно растущий выбор самопишущих ручек. Он включает различные, иногда самые замысловатые инструменты: рапидографы с трубчатыми наконечниками, которые проводят линию постоянной ширины. Они, главным образом, предназначены для выполнения чертежей и других технических работ, но являются полезным инструментом для художника-рисовальщика.

Среди рапидографов есть и такие, которые способны подавать тушь на постоянной основе в более традиционные наконечники.

Диапазон различных роллеров и шариковых ручек постоянно расширяется и модернизируется по отношению к толщине линии и потоку туши. Производители выпускают огромную и постоянно растущую гамму так называемых self-inking pens или felt-tip pens — фломастеров с нейлоновыми, акриловыми, волоконными или полиэстровыми стержнями. Они заправлены краской на водяной или спиртовой основе, и хотя последние считаются более светостойкими, сами красители, лежащие в их основе, как правило, обладают чрезвычайно низкой светостойкостью. Поэтому разумнее отказаться от их применения (по крайней мере, в диапазонах ярких цветов), если вы хотите выполнить хоть сколько-нибудь долговечную работу.

Различные типы перьев и наносимые ими линии

Некоторые перья, особенно стальные, обладают высокой гибкостью, что позволяет наносить ими линии различной ширины. Перо с широким кончиком расходует больший объем туши (по сравнению с маленьким), поэтому длина наносимой линии (после одного наполнения пера)представляет собой очень серьезную проблему. Рапидографы проводят линии одинаковой ширины. Их нужно держать в руке под более крутым углом к поверхности бумаги, чем традиционные стальные перьевые ручки. Тростниковые ручки дают мягкую и широкую линию; разметочное перо (или перо для вычерчивания карт) оставляет на листе резкую грубую линию. Очень легкое гусиное перо — предмет особой заботы художника, так как ему приходится быть крайне осторожным в момент контакта пера с бумагой.

img_282

Рапидограф

img_280

Стандартная перьевая ручка

img_281

Шариковая ручка

Тушь

Помимо черной и белой туши — пигментированной, а не основанной на растворимых красителях, тушь некоторых, более ярких цветов отличается очень слабой светостойкостью. В настоящее время существуют более широкие гаммы пигмен-тированной цветной туши. Их производители заявляют о высоком уровне светостойкости этих продуктов для большинства цветов, при этом светостойкость туши красного, синего, зеленого и отчасти желтого цветов считается отличной.

Эта тушь — прозрачная и обладает высокой чистотой цвета, поэтому вы можете с большой степенью точности смешивать тушь определенных цветов, а также корректировать цвет лессировками туши других (наложенных) цветов.

pero2

Пипетка (дозатор)

Очень полезное приспособление для наполнения пера оптимальным объемом туши.

Основы

Проклеенная бумага является традиционной основой для рисунка пером и тушью. Если вы пользуетесь слишком абсорбирующими видами бумаги, края линии пера будут расплывчатыми, линия потеряет свежесть и четкость. Тряпичная бумага горячего прессования — прочная и долговечная основа, которая может быть использована для большинства манипуляций пером и тушью, в особенности если бумага натянута. Другие виды гладкой (мелованной) бумаги изготавливаются производителями с учетом особенностей техники пера и туши. Такая бумага, как правило, укрепляется на доске, чтобы избежать процесса ее деформации. Это — прекрасная основа для работы.

Использование разбавленных видов туши

pero3

Если использовать вместо обычной туши ее разбавленные виды, в природе и внешних признаках штриха происходят существенные изменения. В данном случае эти средства были последовательно разбавлены в четыре стадии. Были нанесены волнистые линии, подобные тем, которые представлены ниже. Тростниковая ручка использовалась для нанесения верхнего ряда линий; линии нижнего ряда нанесены натуральным гусиным пером.

Качество линии, нанесенной тушью

Вдоль краев линии образуются подтеки, хотя различный характер каждого пера очевиден.

Три плакатных пера, представ-ленные в примерах, — достойная альтернатива стандартным художественным перьям для рисования. Производители выпускают перья с круглыми кончиками различной ширины — это превосходные инструменты для нанесения плотных, широких и мощных линий. Линия, проведенная прямоугольным пером, напоминает ленту и легко изменяется по ширине-толщине в пределах одного штриха.

Очень часто художники упускают такие аспекты работы в данной технике, как тональные вариации в пределах одной линии и особая выразительность штриха, выполненного разбавленной тушью.
Пипетка (дозатор). Очень полезное приспособление для наполнения пера оптимальным объемом туши.

На нижней иллюстрации показаны линии, проведенные перьями и пишущими средствами различных видов на влажной и сухой бумаге. Обратите внимание на заметные различия в их качествах. Бумага холодного прессования, несмотря на то. что она проклеивается в процессе производства, по-прежнему обладает сильными абсорбирующими свойствами:

1 Натуральное гусиное перо

2 Натуральная тростниковая ручка
3 Рапидограф

4 Плакатное круглое

5 Плакатное плоское
6 Плакатное заостренное

7 Перо для рисования Gillot

8 Разметочное (для карт)

pero4

Волнистые линии, нанесенные с помощью восьми различных видов перьев на тряпичную бумагу холодного прессования