Выбор инструментов для создания различных эффектов

Комбинация тонкой и жирной линий в одном рисунке часто придает ему выразительность, в особенности когда необходимо «отделить» объект от заднего плана.

Рапидограф создает тонкую линию одинаковой толщины. Однако, если вы проводите ли-нию по листу слишком быстро, он оставляет тушь в виде серии черточек и крохотных точек. Такие легкие и ломаные линии могут быть использованы для модулирования отдельных тональных участков.

В этом отношении другие средства обладают собственными индивидуальными характеристиками. Инструменты, которые наполняются самим художником, могут по своему модулировать тон — достаточно разбавить тушь в соответствии с необходимой глубиной тона.

Использование гусиного пера собственного изготовления

Серия длинных или коротких линий в диапазоне трех или четырех оттенков черной туши легко описывает контуры лица и постепенно выстраивает изображение, образуя форму и объем. Взгляд зрителя естественным образом следует от линии к линии, вокруг формы головы, создавая живой, энергичный эффект.

Изготовление гусиного пера

Превращение обычного гусиного пера в инструмент для рисования, как правило не вызывает проблем. Для того, чтобы придать ему форму пера для рисования, необходимо: 

  • скальпелем отрезать кончик пера под углом 20-30°;
  • удалить «зазубрины» вдоль внутренней стороны пера;
  • расщепить кончик по центру;
  • придать перу форму с обеих сторон расщепа;
  • вставить в перо узкую полоску металла в форме буквы S, вырезанную из тонкой жести — она будет удерживать большее количество туши.

img_294

Создание контуров

Этот портрет выполнен гусиным пером с широким, плоским кончиком.

Использование тростниковой ручки

Природа контакта инструмента и бумаги существенно отличается в зависимости от типа пе-ра: в этом отношении есть различия между твердым, упругим стальным пером, грубым и гибким гусиным пером и менее упругой и грубой, но более прямолинейной тростниковой ручкой. Естественный и надежный контакт между тростниковой ручкой и бумагой обеспе-чивается ощущением широты и уверенности инструмента в работе. В некоторых деталях она «по духу» напоминает фломастер, несмотря на то, что последний образует более однородный контур.

Тростниковая ручка оставляет на бумаге контур, который отражает ее естественный, грубоватый характер. Конечно, этот инструмент — не самый лучший выбор для работы в утонченных и сверхсложных видах техник; наиболее удачные рисунки тростниковой ручкой созданы с опорой на присущие ей характеристики — способности наносить простые, короткие штрихи, поскольку объем туши в ручке строго ограничен. Вин-сент Ван Рог был, возможно, наиболее ярким представите-лем мастера рисунка тростниковой ручкой, а его работы этим инструментом обладают непревзойденными качествами — чистотой, прозрачностью и интенсивностью.

img_296

Винсент Ван Гог. Рисунок тростниковой ручкой
Арли, вид со стороны пшеничного поля (1888)

Короткие, похожие на обрубки, штрихи тростниковой ручкой великолепно соотносятся с видимой структурой жнивья — недавно убранного урожая зерновых. Ван Гог создает пейзаж, вектор которого, кажется, безо всяких усилий движется от переднего плана к среднему и отступает на задний, где формируется гладкий и интересный рисунок, и далее, к контуру беспокойного города, где непрерывно чадят фабричные трубы. Такой мир можно встретить на иллюстрациях средневековых канонических книг, где время года и вся жизнь кажутся объединенными в единое целое. Использование тростниковой ручки придает штрихам правдивость и вызывают доверие, которые позволяют зрителю в полной мере участвовать в жизни этого мира.

Использование круглого плакатного пера

Перо плакатной ручки образует гладкую, богатую по структуре линию. Перья с круглыми кончиками и устройством, действующим в качестве резервуара для туши, могут быть очень полезны в работе — они оставляют на основе линию сравнительно постоянной толщины и придают рисунку несколько грубоватый вид. С помощью этого пера вы легко можете выполнять простые, четкие этюды — как, например, показанный здесь набросок молодого рисующего человека. Работая в данном масштабе, вы даете достаточное представление об объекте рисунка, не углубляясь в детали и тем не менее передавая саму суть изображаемого.

 

pero7

Элементарный набросок, выполненный плакатным пером

При использовании линий одинаковой толщины (слева) вы неизбежно упрощаете рисунок.

Использование плакатного пера с острым кончиком

Плакатное перо с острым кончиком и двумя щелями позволит вам нанести линию, которая способна мгновенно утолщаться и сужаться в зависимости от необходимого вам эффекта. Взгляните на данную иллюстрацию: мягкие формы собачьих голов, ушей и носов прекрасно воспроизводятся в том типе контурного рисунка, где переменная толщина линии придает изображению теплые и «бархатистые» визуальные характеристики.

pero8

Создание линии переменной толщины

Для уверенного владения этой техникой рисунка требуется длительная практика.