Материалы и инструменты

Материалы

Основы для граттажа

Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый картон. Картон изготавливается промышленным способом и обладает гладкой поверхностью на меловой основе, которая стимулирует образование очень ярких белых тонов. Поверхность черного цвета характеризуется полуматовым блеском; она, к сожалению, аккумулирует жировые и другие вещества с поверхности пальцев. Поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги. Поверхность картона должна быть абсолютно сухой перед началом работы (это — очень важный аспект, если вы нанесли тушь на белый картон), поскольку влажный картон будет крошиться и разрушаться в процессе снятия краски, и вы не сможете создать ясную, отчетливую линию. Обязательно предусмотрите плоское расположение листа картона, так как при сгибании он может переломиться, образовывать трещины и т. д., укрепите его с помощью клейкой ленты на листе фанеры или другого подобного материала (например, ДСП). Что же касается создания тонального рисунка, независимо от цвета поверхности картона — белого или черного, необходимо использовать стандартный подход: в первую очередь, определить крупные участки белого или черного цвета, затем сформировать массив средних тонов, используя различные техники перекрестного штрихования, тонирования или нанесения точек. Применяя эту методику, вы сможете прорабатывать даже мелкие, детализированные участки.

С другой стороны, в технике граттажа возможен более решительный, «экспрессионистский» подход, в результате которого работа приобретает черты несколько грубой гравюры на дереве или линогравюры.

Работа на белой основе

Несмотря на то, что работа на поверхности черного цвета считается нормой для техники граттажа, многие художники предпочитают белый картон, предварительно покрыв его черной тушью на участках, которые содержат формы, предназначенные для последующего снятия краски. Таким образом, в этом случае может использоваться комбинация соскабливания краски и рисунок тушью. Поверхность белого цвета — отличная основа для работы пером или кистью; она обладает необходимой степенью твердости и абсорбции для создания четких и плавных линий.

Используйте плоскую кисть с мягким пучком для того, чтобы нанести черный пигмент на поверхность белого картона и создать тонкое, ровное покрытие. Не следует чрезмерно работать кистью — в противном случае, основа набухнет.

Инструменты для техники граттажа

Существуют три основных традиционных вида режущих инструментов (см. ниже), которые могут совмещаться со стандартными типами ручек для пера и пр. Менее традиционные инструменты — от иголок до скоб степлера и скальпеля — способны создавать различные эффекты. Что бы вы ни выбрали, инструмент должен быть остро заточен. Кроме того, вы можете использовать инструменты гравировщика, такие, как резцы с рядом зубцов, которые создают участки тональной перекрестной штриховки очень быстро и, кроме того, отдельные секции лобзика или ножовочного полотна.
Резак в виде ножа. Возможно, наиболее многогранный из всех инструментов.

img_257

Резак в виде ножа

Возможно, наиболее многогранный из всех инструментов.

img_258

Резак-зубило

img_259

Резак ромбовидной формы

Наносятся прямые, а также волнистые контуры.