Уголь — контурная техника

Уголь — прочный, непосредственный и чрезвычайно «отзывчивый» инструмент для быстрой, стремительной техники рисования. Кроме того, в отличие от других материалов он в наименьшей степени препятствует работе, так как по самой своей природе подразумевает свободный, раскованный и решительный подход. По своему характеру угольные линии могут быть мягкими или жесткими; такая линия обладает гибкостью и выразительностью, а также способна, как никакое другое изобразительное средство, отражать намерения и переживания художника: его уверенность и сомнения, заботу и колебания, силу или робость.

Рисунок ивовым углем

Качество и характер контура угля определяется методикой его нанесения. Расположив уголь между большим и указательным пальцами и продвигая его в нижнем направлении, вы оставляете на бумаге плавную и хорошо контролируемую линию, хотя уголь в данном случае способен крошиться или отламываться под давлением руки. В результате вертикального движения по поверхности листа образуется более глубокая и насыщенная линия, которая может создавать в рисунке убедительный эффект цельности и неразрывности. Работая на гладкой бумаге, вы сможете воспользоваться всеми преимуществами жирного черного контура, обладающего мягкими характеристиками и «бархатистым» видом. В этом случае линия непрерывна: ее структура не нарушается благодаря отсутствию какой-либо шероховатости на поверхности бумаги. В работе углем (более чем в работе другими материалами) немедленно реализуются такие качества, как решительность или деликатность штриха. Рисунок на грубой бумаге способен воспроизводить различные фактурные эффекты.

Рисунок углем

Гладкая бумага Waterford горячего прессования

Выполняя верхний рисунок, я обрезал кусочек угля вдоль всей его длины, сделав его полукруглым в поперечном сечении. Это дало мне возможность нанести тонкие линии вдоль клюва птицы и везде, где это было необходимо; кроме того, я смог провести более жирные и плотные контуры на груди и нижней части крыльев птицы. Помните: быстро наносимые линии создают иллюзию движения объекта.

Рисунок углем

Похожий объект на бумаге с грубой фактурой

Этот рисунок демонстрирует значительное влияние фактуры бумаги на визуальные характеристики рисунка. В результате формируется более грубый рисунок объекта; фактура бумаги придает работе тональные качества.

Рисунок углем

Нанесение тональной заливки

Используя только чистую воду и мягкую (колонковую) кисть, вы можете нанести тональную заливку на рисунок углем. Во время контакта кисти с поверхностью бумаги уголь смачивается водой, и вы можете регулировать глубину тона в процессе работы. После высыхания рисунка его можно закрепить фиксативом.

«Призрачные» линии

При частичном стирании угольных линий с помощью пальца в процессе рисования на поверхности остаются линии-призраки, свидетельствующие о том, как создавалась завершенная работа. В результате интенсивного процесса рисования и корректировок возникает несколько простейших черных линий. Нигде этот процесс не был настолько успешным, как в работе Анри Матисса — напряженное наблюдение и предварительная работа обусловливают четкость и ясность появившейся линии. В данном случае нижние серые тона придали мягкость и живость полноте и напряженности фигуры.

Рисунок углем

«Полулежащая обнаженная с рукой, закинутой за голову» (1937), Арии Матисс

Использование угля на тростниковой палочке

Этот метод рисования углем, который любили применять художники Ренессанса, придает рисунку новую перспективу. Кусочек угля прикреплен к кончику длинного тростника.

Техника подразумевает, что, удерживая тростник в одной руке с помощью большого и указательного пальцев, вытянутых вдоль ствола, другие пальцы направляют и упирают ствол в предплечье для правильного баланса и контроля в работе. Большой палец другой руки может облегчить контроль и оказывать стволу дополнительную поддержку. Наносимые линии обладают характерными мягкими, «экспериментальными» качествами. Несмотря на их кажущуюся воздушность и хрупкость, комбинация этих линий способна создать изображение, передающее мощную форму. Этот метод может использоваться для рисунка на стенах и потолке, а также на бумаге или холсте, расположенных на полу.

Рисунок углем

Манипулирование углем на тростнике

Фотография Матисса за работой в своей мастерской — наглядная иллюстрация методики; вы можете работать в крупном масштабе, используя кусочек угля на конце длинного тростника. Расстояние между художником и поверхностью основы дает возможность видеть композицию целиком в процессе рисования.

Крепление угля
1 Расщепите кончик тростника с помощью двух порезов, сделанных под прямым углом.
2 Слегка раздвиньте кончик и вставьте уголь.
3 Обмотайте кончик клейкой лентой, обеспечивая надежное крепление угля