Виды черно-белых техник

Работа черными и белыми мелками conte на основе средних или в диапазоне от средних до темных тонов — демонстрирует экономичность и открытость данного метода. Черные и белые мелки используются не только для выполнения крупных, «стихийных» по манере и дерзновенных рисунков за кратчайшее время, но также в хорошо продуманных, композиционно выстроенных работах с большим количеством отточенных мелких деталей. На цветной бумаге белый мелок образует ярчайшие световые акценты.

Работа на бумаге серого цвета

При использовании бумаги среднего серого тона формы и тональность рисунка образуются очень быстро. В представленном примере (внизу) художник работал бумажной растушкой, смягчая пигменты на участках переходов в тон серой основы и далее — в черный тон. Данный эффект в рисунке можно наблюдать в большинстве точек тонального «слияния» и на обеих частях носа и каждой стороне лица. Массив волосяного покрова составляет практически однородный серый тон, образованный широкими штрихами плоской стороны мелков; несколько диагональных линий, нанесенных острым краем мелка, обозначают пряди ниспадающих на лоб волос. Объект смотрит прямо перед собой — его взгляд направлен непосредственно на художника или зрителя.

Цветные мелки

Портрет на бумаге серого тона

Несмотря на то, что портрет имеет вполне завершенный вид, он выполнен в крайне раскрепощенной манере и демонстрирует экономичность данной техники.

Работа на бумаге от средних до темных тонов

В процессе работы над этим рисунком поверхность натянутого листа белой акварельной бумаги горячего прессования была покрыта непрозрачной синей акриловой краской среднего тона; затем лист был отложен до полного высыхания.

Белый мелок conte использовался исключительно для создания ярких световых акцентов, а черный — для образования участков темных тонов. Комбинация общего синего тона основы и активности глаз зрителя формируют каскад промежуточных тонов. Данная методика рисования позволит вам выполнить, что называется, сравнительно детализированную работу при использовании наиболее экономичных средств.

Штрихи мелка на линии горизонта были смягчены растушевкой, а решительные и более энергичные штрихи мелков на переднем плане усиливают перспективу.

Цветные мелки

1 Пользуйтесь белым мелком conte для создания в рисунке ярких световых акцентов.

Цветные мелки

2 Используйте черный мелок conte в процессе формирования темных тонов.

Цветные мелки

Завершенный рисунок

Выделяя белым мелом яркие световые акценты на участках отражения солнца от лодок и береговой полосы, а также черным — тени композиции, художник предоставляет всю необходимую информацию, чтобы вызвать у зрителя впечатление законченной работы.

Работа на среднетональных основах

В данном примере основа теплого коричневого цвета создает общий средний тон заднего плана рисунка. Белый мелок используется для формирования тонов в диапазоне от средних до светлых, а черный образует тональный диапазон от средних до темных. Светлые тона лепестков сохраняют свежесть благодаря применению белого мелка; затем они смягчаются с помощью растушевки для получения менее ярких оттенков.

Лепестки потеряли бы свои чистые, светлые свойства и хрупкость, если бы их темные тона были образованы посредством смешивания пигментов черного и белого мелков. Художник растирал бумажную растушку о сторону черного мелка и затем наносил пигмент на поверхность рисунка для того, чтобы углубить тональность заднего плана вокруг лепестков. Это позволяет увеличить пространственную глубину рисунка.

Цветные мелки

Черно-белый рисунок на основе среднего тона

Лепестки нарисованы белым на основе теплого коричневого тона и затем смягчены с помощью растушевки. Черный мел использовался для формирования диапазона тонов от средних до темных.

Экономичность черного и белого мела

Этот набросок демонстрирует экономичность и тональное многообразие черного и белого мела на бумаге среднего тона. Приглушенный вечерний свет определяется белыми кривыми, создающими контур головы коровы на фоне неба. Штрихи белого мела обозначают заднюю часть туловища коровы у воды, отражения на поверхности воды и яркие световые акценты на коре дерева. Беглые, плавные штрихи черного мела усиливают все участки темных тонов. Несмотря на все качественные и очевидные признаки наброска, изображение в целом вызывает ощущение завершенности и создает атмосферу гармонии и умиротворения. 

Цветные мелки

«Пейзаж с коровами у водопоя» (около 1770 г.), Томас Гейнсборо