Традиционные краски и цвета

Красные охры, или красный оксид железа, всегда были доступны в качестве устойчивых естественных красителей. Термин «синопия», или рисунок на поверхности основы для фресковой живописи, вошел в употребление после того, как в этих целях стал использоваться красный оксид железа, известный по названием sinopia (см. «Техника живописи Buon Fresco»). Этот пигмент разнообразных теплых тонов придает рисунку великолепные, многоликие и очень привлекательные свойства; также широко применялись красный мел или мелки conte. Термин «сангина» поросту обозначает определенный, красно-коричневый терракотовый цвет. (Пример рисунка с использованием мелка сангины представлен ниже.)

Другие цветные мелки похожего типа — сепия (теплый коричневый) и бистр (холодный темно-коричневый). Их названия происходят от названий коричневых пигментов, получаемых из чернильного мешка каракатицы или головоногих (сепия) и сажи жженой древесины бука (бистр). В действительности в производстве мелков под теми же именами в настоящее время используются более светостойкие пигменты.

Подбор мелков conte

Мелок черный

Черный

Мелок белый

Белый

Мелок сангина

Сангина

Мелок сепия

Сепия

Мелок бистр

Бистр

Рисунок «трехцветка»

В данной технике применяются три цвета мела или мелков conte — сангина, черный и белый для того, чтобы рисунок приобрел как можно больше свойств полноцветного изображения. Эта техника наиболее часто используется для создания портретного рисунка. В наиболее обобщенном смысле сангина определяет в портрете лицо и его основные черты, белый используется для создания ярких световых акцентов и пятен на участках лба, носа, щек, подбородка и шеи, а черный часто применяется для формирования массива волос и, возможно, проработки специфических деталей на участках вокруг глаз и бровей. Такие художники, как Бернини и Франсуа Лемуан, использовали именно этот метод; однако другие, как Ватто и Грёз, прибегали к черному мелку значительно чаще — для штрихования и определения собственно черт лица. Несмотря на то, что не существует, разумеется, заранее установленных норм или правил, подобная цветовая комбинация представляется достаточно стройной, устойчивой и успешной. Кроме того, данная техника может в известной степени применяться в пейзажном рисунке.

Портрет в темных тонах на бумаге серого цвета

В этом портрете девушки, выполненном на бумаге средних серых тонов, сангина использовалась непосредственно на участках лица; остальная часть головы объекта нарисована черным. Для создания плавных тональных переходов и в некоторой степени мягкого слияния самих пигментов применялась растушевка. Участки темных тонов вокруг глаз и несколько ниже носа и губ были образованы смесью сангины и черной. В портрете только два пятна чистого белого цвета — это отражения в зрачках глаз.

Достижение выразительных эффектов в темных тонах

Темное тональное решение рисунка (более светлые тона можно обнаружить лишь на некоторых участках лба, переносицы и щек) создает ощущение непосредственности, теплоты и тесной, близкой связи.