Методика работы мягкой пастелью 1

Пастельная работа характеризуется особой мягкостью и матовостью. Когда вы проводите пастельной палочкой по поверхности бумаги или другой основы, обладающей определенной степенью рельефа (зернистостью), пигмент крошится, распределяется в волокнах бумаги или поверхностном покрытии. Определенный объем пигментной пыли неизбежно окажется в атмосфере, на полу, ваших руках и одежде; поэтому выбирайте для работы только нетоксичные пигменты (см. таблицы пигментов).

Эффекты линий

Приведенные ниже примеры демонстрируют эффект создания пастельных линий на различных основах — от мелкозернистой наждачной и велюровой бумаги до грунтованной тонированной бумаги. Характерная черта пастельной линии — ее многообразие, богатство и матовые качества. У вас есть возможность в действительности увидеть пигмент в его наиболее чистой форме.

Мягкая пастель

Мелкозернистая
наждачная бумага.
Частицы пастели отклады-ваются и закрепляются в абразивной фактуре мелко-зернистой наждачной
бумаги.

Мягкая пастель

Велюровая
бумага.

Гладкая фактура велюровой бумаги образует контраст с богатой, «пыльной» линией пастели.

Мягкая пастель

Заливка гуашью.
Выполненный гуашевой корпусной охрой желтой фон обеспечивает прочность крепления частиц пастели на поверхности.

Мягкая пастель

Заливка сиеной
жженой.
Нам кажется, что пастельные линии как-будто проплывают на фоне прозрачной заливки сиены жженой.

Цветовой и тональный эффекты

Мягкая штриховка одного цвета по штрихам другого и прием смешивания бумажной растушкой образуют комбинацию двух цветов. Это — обычная пастельная техника; она особенно эффективна, например, на участках, где чистый цвет нуждается в ослаблении яркости или снижении доминирующих свойств.

Мягкая пастель

Сочетание синей и красной создает фиолетовую
В приведенном примере синяя и красная пастели даны раздельно, а затем показан результат их наложения друг на друга.

Образцы в обоих рядах выполнены на грубо-фактурной бумаге, однако образцы нижнего ряда проработаны с помощью бумажной растушки. Эффекты плавного перехода из одного цвета в другой значительно отличаются в каждом случае.

Эффект линейного штрихования

Для создания перехода между двумя различными красками или тонами на бумаге испытайте эффект линейной штриховки с помощью штрихов двух цветов, которые, переплетаясь между собой, образуют ощущение плавного взаимопроникновения.

Мягкая пастель

Плавный цветовой переход.
Полосы девяти цветов — от коричневого до оранжевого и розового нанесены в верхнем направлении и смешаны на границах с помощью растушевки. После создания каждого плавного перехода растушевку следует тщательно вытереть или очистить затачиванием.

Перекрестная штриховка и наложение пастельных красок

Вы можете экспериментировать с эффектами, создаваемыми в результате плавных цветовых и тональных переходов и наложения красок. На приведенных ниже примерах вы видите, как фактура поверхности основы может воздействовать на внешний характер перекрестной штриховки. Этот эффект становится менее очевидным, если втереть краску грунта в поверхность бумаги. Существует определенный предел количества наложенных слоев красок. Использование фиксатива приводит к изменению цвета красок.

Эффекты перекрестного штрихования

Вы можете создать цветовые эффекты в результате перекрестного штрихования поверх растертого грунта — использование краски в чистом виде без дальнейшего эффекта смешивания, создаваемого человеческим глазом.

Мягкая пастель

Двухцветное
штрихование.
Штриховка оранжевого и красного цветов по по-верхности зеленой грун-товки.

Мягкая пастель

Четырехцветное
штрихование.
Более сложный вариант штриховки на грунтовке холодного красного цвета.

Мягкая пастель

Четырехцветное штрихование в чистом виде.

В данном случае краска наносится штриховкой без создания плавных цветовых переходов.

Мягкая пастель

Штрихование с использованием растушевки (указа-тельным пальцем).
Так образуется общая тональ-ность, однако следы штриховальной «сетки» сохраняются.

Наложение красок

Если вы наносите новую краску на пастель, чистота покрывающей краски сохраняется, однако объем пигмента, вновь воспринимаемого основой, ограничен.

Мягкая пастель

Покрывающая
краска.
Краска наносится на осно-ву, покрытую растертым слоем пастели.

Мягкая пастель

Различные эффекты.
Краска наносится на не растертую грунтовку.

Добавление состава связующего или фиксатива

Для использования связующего или фиксирующего средств нанесите кистью целлюлозную пасту (обойный клей) или поливинилацетатную эмульсию (клей ПВА) на каждый слой пастели.

Мягкая пастель

Краски, покрытые фиксативом.
Штриховка красной пастелью поверх оранжевой; каждый слой покрыт целлюлозной пастой или поливинилацетатной эмульсией (ПВА).

Применение этой техники на практике

Этот набросок был выполнен на основе вышеописанных техник. Участки небосвода образованы в результате перекрестного штрихования зеленовато-синей и голубой и последовательной растушевки; затем на эту поверхность были наложены диагональные штрихи сиреневой. Та же методика применялась на участке ворот замка: здесь использовались оранжевые/желтые и холодные красные. Гармонии смежных цветов на данных участках противопоставлены соседствующие дополнительные цвета в границах всей композиции.

Мягкая пастель