Материалы для пастельного рисунка

Мягкие виды пастели — сухие мелки, изготовленные из порошкового пигмента, обладают слабыми внутренними связями в растворе гуммитраганта, или метилцеллюлозы. Они обычно содержат консервант и иногда фунгицид. На рынке художественных материалов представлен широкий выбор видов мягкой пастели различных степеней — твердой, средней или мягкой (наиболее традиционный и распространенный вид), а также ее различные формы — прямоугольная или цилиндрическая. Пастель предлагается как отдельно, так и в коробках-наборах подобранных цветов. Пастельные карандаши в деревянном корпусе несколько тверже, чем традиционные мелки, и не столь популярны среди художников, специализирующихся в пастельной технике.

Цветовой диапазон и пигменты

Поскольку пастельная техника преимущественно основывается на точном воспроизведении тонов необходимых цветов, чем больше оттенков содержит набор пастели, тем лучше для художника. Один из французских производителей предлагает 552 оттенка в составленной вручную гамме пастели высокого качества, но в большинстве случаев для уверенной работы вполне достаточно 50–100 оттенков.

Мягкая пастель

Различные формы мягкой пастели
1 Палочки круглой формы
2 Палочка прямоугольной формы
3 Пастельный карандаш в деревянном корпусе

Наиболее уважаемые художниками поставщики предлагают пастельные краски определенных пигментов — так, например, покупая «Виридоновую», вы можете быть уверены в том, что будете пользоваться высококачественным светостойким пигментом. Другие просто предлагают пастельные мелки под «романтическими», описательными названиями, которые совершенно не указывают на природу или степень светостойкости пигмента. Пастель, кроме того, различается по степени мягкости в пределах, что называется, консистентного диапазона, так как различные пигменты требуют связующего раствора неравнозначной силы — от очень слабых (умбра натуральная) до наиболее сильных (ализарин красный).

Фиксативы-закрепители для пастели

Если пастельная работа выполнена в легкой манере, для удаления большей части краски достаточно даже дуновения. Поэтому в данной технике очень полезны и широко применяются различные закрепляющие средства — фиксативы. Современные фиксативы представляют собой растворы поливинилацетатной смолы (или ПВА) в денатурате (этиловом спирте, денатурированном метиловым спиртом). Они так же эффективны, как и более традиционные фиксативы на основе шеллака. Несмотря на существующее мнение, что казеиновые/аммиачные/спиртовые типы не увеличивают степень насыщения (пропитывания) пастельных красок, в действительности любой фиксатив меняет внешний вид работы. При использовании фиксативов ПВА смола покрывает поверхность или абсорбируется пигментом, изменяя его показатель преломления, что придает пастели более темный, прозрачный вид. Некоторые пигменты более других подвержены таким изменениям.

Если пастельная работа соответствующим образом оформлена и защищена — вставлена в паспарту, раму и накрыта стеклом или даже запечатана в раме герметически, нет оснований утверждать, что она будет менее светостойкой по сравнению с работой, не покрытой фиксативом. Периодически протирайте стекло обрамленной работы чистой влажной тканью.

Основы и грунты

Пастель хорошо наносится на проклеенную, 100-процентную тряпичную, рН-нейтральную бумагу для акварели или рисования. Она легко контактирует с бумагой гладкой и грубой фактуры, а также может использоваться на бумаге горячего прессования. Тем не менее она не обладает адгезией к глянцевым или блестящим поверхностям, например к мелованной бумаге. Если на поверхности бумаги существует определенный рельеф, способная удерживать частицы пигмента пастель «поселится» здесь надолго — при условии, что на бумагу не будет оказываться грубое воздействие (царапины, выскребания и прочее).

Тонированные грунты

В то время как натуральные виды тряпичной бумаги для акварели, как правило, белого цвета, заливка на основе красок — акварельной, клеевой или целлюлозной, темперы, разбавленного акрила или даже светостойкой туши — предоставляет тонированный грунт, который наиболее предпочтителен для пастелистов. Существуют виды цветной бумаги, специально изготовленные для пастельной живописи. Они выпускаются в диапазоне мягких тонов — особенно от кремового до тона охры и коричневого, а также группы тонов в гамме от бледно-серого до черного. Между непрозрачными пятнами или штрихами пастели цветная грунтовка может предоставить целую гамму теплых или холодных тонов.

Связующее в бумаге для пастели

Объем и тип связующего, используемого в тряпичной бумаге, значительно варьируется в зависимости от производителя. Некоторые из видов бумаги проклеены качественно, и это придает структуре их поверхностных слоев повышенную твердость, на которую пастель легко отзывается. Другие проклеены несколько хуже и обладают высокой степенью абсорбции; их волокна начинают отслаиваться, когда пастель наносится на поверхность и бумага в процессе рисования может неприятно «затираться». Однако этого на происходит с серийной цветной бумагой для пастели; а на чисто тряпичной акварельной бумаге этот недостаток легко устраняется при нанесении дополнительного слоя клеевого связующего.

«Бархатные» типы бумаги

Велюровая, или «хлопьевидная», бумага представляет собой тонкий бумажный лист, покрытый измельченной тканью — это придает ей бархатистый вид. Она производится в широком диапазоне цветовых оттенков. Несмотря на то, что ее цветовую светостойкость и структурную прочность трудно определить, она обладает уникальной поверхностью для работы пастелью. Она позволяет наносить гладкие, бархатистые линии или мягкие, однородные тона. Работая на большинстве других видах бумаги, художнику приходится втирать уже нанесенную пастель для образования общего, единого тона. Здесь же сама бумага, способствует процессу растирания, которое происходит в момент нанесения пастели автоматически.

 

Дополнительная фактура на бумаге

Если вы проклеиваете или тонируете бумагу, в процессе работы вы можете придать ей дополнительную фактуру — «просейте» инертный пигмент (например, порошковую пемзу или мраморную пыль) на влажную поверхность. В результате она будет напоминать мелкозернистую наждачную бумагу, которая хорошо удерживает пигмент и создает богатые, яркие тона. В качестве альтернативы можно приобрести крупные листы мелкозернистой наждачной бумаги, которую поставляют производители стеклянной шкурки и материалов из стекловолокна.

Мягкая пастель

1 Покройте лист бумаги теплым составом желатина, целлюлозной пастой (обойным клеем на основе модифицированной целлюлозы) или акриловым связующем.

Мягкая пастель

2 Распространите порошковую пемзу или мраморную пыль непосредственно по поверхности.

Уход за пастельным рисунком

Пастельные работы следует всегда содержать в сухих условиях, чтобы предотвратить образование плесени. Предлагаются различные меры предосторожности, включая установление листа абсорбирующего картонного задника, пропитанного 25-процентным дезинфицирующим раствором тимола, и воскового листа между ним и задником работы. Пастель с содержанием целлюлозного связующего менее подвержена воздействию плесени в отличие от пастели, изготовленной с использованием натуральных гумми. Как правило, наилучший способ ухода за пастельными рисунками заключается, в первую очередь, в том, чтобы, после их завершения, как можно скорее положить их под стекло и вставить в раму.