Мягкая пастель

НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО СЛАБОСВЯЗАННЫЙ ПИГМЕНТ применялся в цветном рисунке еще в XV и XVI веках, пастельная живопись как вид искусства полностью сформировалась лишь в XVIII веке. Портреты и другие виды рисунка венецианской художницы Розальбы Карриера пользовались огромной популярностью, а несколько позднее такие художники, как Морис-Квентин де ля Тур и Жан-Батист Симеон Шарден, уже изучали потенциальные возможности этого средства. Наиболее известным представителем пастельной техники в истории живописи остается Эдгар Дега, который, помимо блистательно выполненных работ чистыми сухими палочками пигмента, весьма успешно экспериментировал с эффектами на основе смешанной техники. Среди всех художественных материалов пастель формирует наиболее чувствительный и «ранимый» поверхностный слой. Несмотря на то, что выраженный «пыльный» вид придает пастели особенный и неповторимый характер, поверхность пастельной работы необходимо защитить немедленно после завершения, конечно, при условии, что художник заинтересован в ее сохранении.