Техника нанесения линии

Карандаш представляет собой светостойкий и при этом легко регулируемый инструмент; такое сочетание качеств нельзя обнаружить у других материалов для рисования. Художнику предоставлена возможность полного контроля над линией, поскольку ее можно нанести, стереть с поверхности и нанести заново. Карандашная линия может быть изысканной и деликатной; с другой стороны, она может обладать огромной силой и энергетикой, а также наноситься в результате смелых и решительных движений. Карандаш, таким образом, — экономичный, эффективный и очень удобный инструмент.

Свойства карандашной линии

Простейшие волнистые линии, нанесенные с помощью графитовых карандашей двух различных типов на поверхность гладкой или фактурной бумаги, иллюстрируют некоторые важнейшие аспекты контурного рисунка. Плавный и свободный характер элементарного контура составляет основу таких характеристик рисунка, как холодные, «металлические» или теплые, «бархатистые» тона. На гладкой поверхности листа карандаш оставляет четкий, непрерывный контур. С другой стороны, на грубой, фактурной поверхности карандаш окрашивает лишь верх рельефа бумаги, что придает линии выразительный — фактурный — характер. Варьируя силу нажима на карандаш, можно добиться тонального разнообразия контура в пределах всей его длины. Это, весьма изящное, качество линии отличает графитовый карандаш от других, более однородных средств (например, туши). Это также позволяет художнику обозначить тональность в простейшем контурном рисунке, сделав тон линии более глубоким на тех участках, где соседствуют сильные контрасты, и более мягким и светлым на более однородных, схожих (и примыкающих друг к другу) участках.

Карандашная линия

Графитовая палочка 6В на гладкой бумаге.

Гладкая поверхность акцентирует подвижность линии и способствует более равномерному распределению тона вдоль всей длины линии; при этом края контура становятся четкими и определенными.

Карандашная линия

Графитовая палочка 6В на грубой фактурной бумаге.

Нажим рукой на стержень может изменяться от сильного до легкого в процессе нанесения контура, что создает почти трехмерный эффект развивающейся ленты.

Карандашная линия

Мягкий стержень карандаша для набросков на гладкой бумаге.

Более широкая сторона такого грифеля (прямоугольного в сечении) оставляет на гладкой бумаге линию, характерную для сильно разбавленной краски.

Карандашная линия

Мягкий стержень карандаша для набросков на грубой фактурной бумаге.

Те же линии, но уже на грубой фактурной бумаге, имеют более неровный, шероховатый вид; выраженный рельеф бумаги придает линии богатую фактуру.

Различный подход к качеству линии

Работая над первым наброском (на иллюстрации слева), я использовал механический карандаш с грифелем В диаметром 0,5 мм. Портрет справа я выполнил стандартным карандашом НВ. Оба объекта нарисованы непосредственно с натуры без использования ластика. Стиль рисования в левом портрете основывается не только на концентрации внимания, традиционно ассоциируемой с процессом рисунка, но также на особенностях механического карандаша — по своему характеру линия непрерывна и обладает достаточной шириной.

набросок карандашом

Механический карандаш со стержнем В диаметром 0,5 мм   Карандаш НВ с закругленным кончиком
Грифель этого карандаша выдвинут из корпуса приблизительно на 1 мм; в противном случае во время нанесения линии он может переломиться.  
Стержень-грифель более округлой формы придает портрету мягкий характер наброска.

Контурный набросок карандашом

Небольшой по размеру, карандашный набросок фигуры челове-а, выполненный с натуры (внизу), основывается на быстрой передаче впечатления без использования ластика. Он является прекрасным средством понимания объекта, работу впоследствии можно продолжить на более крупноформатном листе или даже в другой технике.

Набросок карандашом

Карандашный набросок небольшого размера

Такой набросок представляет собой хороший «справочный материал» — фундамент более крупной работы.

Контроль качества линии

 Выбор карандаша играет огромную роль в определении качества линии. В небольшом наброске (выполненном в быстром и решительном темпе), посредством которого художник хочет передать непосредственное чувство, уместен и очень удобен острый карандаш — твердый или средней степени твердости (Н, НВ или В); в то время как карандаш мягкого диапазона (от ЗВ до 7В) образует интенсивный, более плотный и устойчивый «бархатистый» контур.

Набросок карандашом

Использование контура, варьирующегося по тональности

Данный набросок был выполнен карандашом 4В. Тот же рисунок, созданный более однородной по тону тушью и пером, — более плоский и менее сложный по ощущению.