РИСУНОК ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ одну из наиболее естественных, непосредственных и доступных форм самовыражения художника. При использовании самых простейших материалов — кусочка мела или карандаша на листке бумаги - вы сможете сделать визуальную зарисовку, передать характер, идею или впечатление, а также запечатлеть атмосферу какого-либо явления за кратчайшие сроки. Независимо от природы и используемых художником средств рисунок неизменно лежит в их основе.

  • Карандаш

    ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ КАРАНДАШНЫЙ ГРИФЕЛЬ в действительности изготавливается из графита. Графит представляет собой форму натурального углерода, образующегося, как и уголь в земле под давлением почвы на разлагающиеся древесные элементы. Уголь формируется в результате давления, но в комбинации давления и подогрева происходит рекристаллизация (обращения в кристаллическую форму) аморфного, некристаллического углерода в кристаллы графита, напоминающие пластины. Между их слоями существует довольно слабая связь, что придает графиту скользящие свойства.
    Наиболее типичная форма встречающегося в естественных условиях графита — аморфный, или сланцевый тип, кристаллический по структуре; он отличается высокой хрупкостью и рассыпчатостью, поэтому не пригоден в качестве средства для рисования. Твердый графит был обнаружен в местечке Борроудейл в Камбрии (графство в Англии) приблизительно в 1500 году, где затем и добывался в течение трех столетий. Он использовался в основном в оборонной промышленности — в производстве форм для пушечных ядер.

  • Кисть и тушь

    ТЕХНИКУ РИСУНКА КИСТЬЮ И ТУШЬЮ невозможно представить без упоминания о китайской и японской традициях работы этими материалами. Восточный рисунок кистью, будь то чисто каллиграфический или более реалистический, — это традиционное искусство, уходящее корнями вглубь столетий тренировок и практики. В своих наиболее выразительных и блистательных примерах эта техника обнаруживает комбинацию виртуозности исполнения и глубокое понимание природы и сути предмета.
    В течение долгих веков китайские и японские книги фиксировали практически каждый штрих, который только может воспроизвести движение человеческой руки — во всех возможных видах положения кисти. Восточная техника рисунка тушью основывается на первостепенной заботе о природе самой линии. На Западе, где изобразительное искусство стало развиваться по совершенно иному пути, не существует такой «академической» традиции точного и внимательного манипулирования кистью и контроля скорости при нанесении мазка. Кисть здесь скорее выполняет функцию рабочего инструмента, «рабочей лошадки», для заливки поверхности основы краской и внесения корректировок.

  • Перо и тушь

    НЕСМОТРЯ НА ОГРОМНЫЙ ВЫБОР ПИШУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ТУШИ, предоставленный сегодня художникам, основные аспекты работы пером и тушью остаются такими, какими были на протяжении многих веков. Признак пера — это прямое, недвусмысленное выражение линии, которая после нанесения фиксируется и становится неизменной и долговечной. Несмотря на то, что сейчас существуют ластики для туши, нанесенная пером линия в основном не может быть модифицирована или исправлена как линия от карандаша. В этой технике есть только одна возможность оживить ее, так как она непосредственно отражает подход художника к своему объекту: линия может быть осторожной или уверенной, нервной или плавной. Вот почему стоит отметить совет итальянского мастера XV века Ченнини будущим художникам — начинать работу тушью и пером следует лишь после, по крайней мере, одного года практики рисования углем и металлическим штифтом (свинцовым, медным, серебряным или золотым).

  • Граттаж

    ГРАТТАЖ — РАЗНОВИДНОСТЬ ТЕХНИКИ СГРАФФИТО. В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с гладкой, специально подготовленной поверхности картона, в результате чего приоткрывается нижний слой на основе белой глины или мела. В результате применения данной техники образуется эффектное и драматичное черно-белое изображение.

    Техника граттажа стала пользоваться огромной популярностью среди художников-графиков в первой половине XX столетия; она давала возможность создавать эффекты полутонов с помощью контуров. Это хорошо видно на примере газет и журналов (отпечатанных на газетной бумаге), где качество репродукции, как правило, было весьма посредственным. Среди рекламных работ можно выделить поистине «виртуозные» проекты, демонстрирующие мастерское владение техникой, профессиональное манипулирование толщиной линии. Граттаж и в настоящее время остается по-своему уникальным и выразительным средством рисования.

  • Серебряный карандаш

    ТЕХНИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕРЕБРЯНОГО КАРАНДАША — искусство рисунка серебряной проволокой, находящейся внутри корпуса механического карандаша или другого инструмента, на подготовленной поверхности бумаги или картона.
    Это средство обладает изысканной чистотой — уникальным качеством среди всех известных техник рисования. Серебряный карандаш всегда доступен, а сама техника рисунка не требует длительной подготовки.

  • Уголь

    УГОЛЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОДИН ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ. Он производится в процессе сжигания ветвей и прутьев ивы, виноградной лозы и других растений при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах. Это — процесс карбонизации, или коксования, древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной; они становятся пригодными инструментами для рисования. Ченнино Ченнини так описывал эту методику в XV веке: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни — там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона). Он указывал на важность фактора времени: в результате чрезмерного обжига готовый уголь во время использования будет расщепляться на куски. Двумя столетиями позднее Вольпано описывал, как кусочки древесины набивались в железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.

    В ранних описаниях подразумевалось, что уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. В наше время, несмотря на то, что уголь по-прежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, он по праву является самостоятельным, независимым и очень выразительным средством.

    Художники Ренессанса обнаружили полезные качества угля — например, они могли легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка.

  • Мел и цветные мелки conte

    Существует долгая традиция использования черного и белого мелков или пастели на серой или цветной бумаге средней тональности . Такой принцип работы отличается большой экономичностью. Вы можете создать гамму тонов от серых до светлых с помощью белого мелка, а черным мелком создать целый диапазон от серых до черных; при этом средние тона образуются благодаря тональности основы. Во многих отношениях эта техника напоминает процесс монохромной живописи. Черно-белая техника исполнения встречается на протяжении всей истории изобразительного искусства. Тинторетто использовал ее в своих этюдах фигуры, характеризующихся плавностью и плотностью масс; белый мел в них применялся лишь для создания ярких световых акцентов. Ван Дейк создавал более чистый, проработанный рисунок фигуры: здесь плавные контуры отличаются ясностью и прозрачностью, а фигуру определяют мягкие, деликатные тени. Мелки красного и коричневого цветов также являются традиционными материалами; они, как и в настоящий момент, всегда широко использовались в рисунке фигуры, пейзаже и портрете.

  • Масляная пастель

    Большинство видов масляной пастели производится из смесей пигмента, углеводородных восков и животного жира. В определенном смысле она по своему составу больше напоминает восковые мелки, чем мягкую пастель.

    В лучших торговых марках масляной пастели содержится больше пигмента; они более упругие и эластичные по сравнению с восковыми мелками, которые также обладают определенной степенью твердости. Однако их способность деформироваться в холодном состоянии изменяется в зависимости от температуры, и любой художник, работавший с почти израсходованным кусочком палочки масляной пастели в теплых руках, хорошо знает о ее тенденции к размягчению: на поверхности рисунка остается больше пигмента.

    Будучи преимущественно материалом на основе воска, масляная пастель не подвержена изменениям в процессе высыхания, чем отличаются масляные краски. Внешние признаки материала остаются неизменными, если не обрабатывать его уайт-спиритом (который растворяет состав пастели) и не нагревать до высоких температур (что приводит к плавлению).

    Природа масляной пастели позволяет вам создавать эффекты, которые неповторимы в других техниках рисунка. Однако специалисты не рекомендуют пользоваться масляной пастелью, если вы хотите добиться светостойких и долговечных характеристик. Более типичным видом ее применения являются работы, предназначенные для последующей репродукции или в качестве предварительного материала для компьютерной графики.

  • Мягкая пастель

    НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО СЛАБОСВЯЗАННЫЙ ПИГМЕНТ применялся в цветном рисунке еще в XV и XVI веках, пастельная живопись как вид искусства полностью сформировалась лишь в XVIII веке. Портреты и другие виды рисунка венецианской художницы Розальбы Карриера пользовались огромной популярностью, а несколько позднее такие художники, как Морис-Квентин де ля Тур и Жан-Батист Симеон Шарден, уже изучали потенциальные возможности этого средства. Наиболее известным представителем пастельной техники в истории живописи остается Эдгар Дега, который, помимо блистательно выполненных работ чистыми сухими палочками пигмента, весьма успешно экспериментировал с эффектами на основе смешанной техники. Среди всех художественных материалов пастель формирует наиболее чувствительный и «ранимый» поверхностный слой. Несмотря на то, что выраженный «пыльный» вид придает пастели особенный и неповторимый характер, поверхность пастельной работы необходимо защитить немедленно после завершения, конечно, при условии, что художник заинтересован в ее сохранении.

  • Цветной карандаш

    В ПРОШЛОМ ЦВЕТНОЙ КАРАНДАШ фабричного изготовления по стандартам светостойкости не мог соперничать с другими материалами для рисунка и живописи. Многие производители применяли нестойкие пигменты в карандашах определенной части цветового спектра (особенно красной), жертвуя стабильностью характеристик в интересах краткосрочной яркости. Это может устраивать художников, работы которых создаются с целью последующей репродукции, но совершенно неприемлемо для тех из них, кто рассчитывает добиться в рисунке таких качеств, как долговечность и светостойкость. К счастью, одна из наиболее уважаемых компаний-производителей попыталась решить данную проблему и достигла улучшенной светостойкости пигментов во всем цветовом диапазоне. Впервые всем карандашам были присвоены названия пигментов и цветовой индекс, а также составлены смеси пигментов для получения специфических цветов. Были опубликованы результаты тестирования их светостойкости.

  • Универсальный карандаш

    УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОСКОВОЙ КАРАНДАШ (известный также под названиями различных торговых марок, например, «Стеклограф») был впервые разработан для маркировки поверхностей из пластмассы, фарфора, металла и стекла, которые плохо поддавались маркировке стандартным карандашом. Кроме того, эти карандаши широко применяются для маркировки фотографических материалов (контактных листов) или полос цветной пленки в пластиковых кассетах. Однако универсальный карандаш, кроме того, является оригинальным и довольно эффективным инструментом для рисования и с большим успехом может использоваться на бумаге. Такой карандаш (чьи характеристики могут несколько отличаться в зависимости от производителя) содержит большой объем воска при небольшом количестве наполнителя; для него характерен высокий уровень пигментации. Воск определяет его мягкость, делая почти липким на ощупь и в контакте с бумагой.

  • Другие техники рисования
    РИСУНОК ЧАСТО ПОНИМАЕТСЯ КАК ОГРАНИЧЕННАЯ, интимная и даже сокровенная деятельность. Многие современные художники тем не менее выполняют рисованные работы в крупном, иногда даже в огромном масштабе. Такие работы могут заполнить доступное пространство стен галерей или стать частью экстерьера зданий, различных сооружений и пр. Во многих случаях они включают материалы, взятые непосредственно у природы. В действительности замысловатые и порой очень сложные мате-риалы для рисования многих производите-лей художественной продукции так качественно упакованы, а их сбыт настолько хорошо организован, что сам факт натурального происхождения сырья этих мате-риалов остается в тени. Для художников, чьи работы основаны на прямом взаимодействии с естественным миром, природные материалы — в большей степени, чем продукты промышленного производства — час-то составляют фундамент работы на пленэре или — позднее — в мастерской или галерее. Художники долгое время используют ил, грязи, песок, сучья, ветки, листву, воду, соки ягод, куски мела и другие материалы.