Фотография как справочный материал

Фотография как источник дополнительной информации

Несмотря на то, что набросок попрежнему является для художника важнейшим информационным источником, использование камеры позволяет расширить рамки объектов и тематики, которые могут применяться в создании картины.

Мгновенная справочная информация

Фотография как справочный источник — единственное средство немедленной фиксации элементов, которые впоследствии могут успешно интегрироваться в картину.

Составление справочной библиотеки

Многие художники XX столетия объединяли и продолжают объединять в своих работах визуальные образы из целого ряда различных эфемерных источников. Хорошим способом сохранения подобной визуальной информации является фотосъемка и размещение изображений в виде слайдов или «банка» иллюстраций в компьютере, запись их на лазерных дисках. В этом отношении следует помнить о законах, касающихся охраны авторских прав; однако, например, изображение плохого качества на бумаге газетного типа (которое быстро разрушается) следует фотографировать на самых ранних стадиях.

Двухмерный информационный материал-источник отнюдь не ограничивается печатным листом: существует возможность фиксирования визуального ряда с экрана телевизора или видеомонитора. Такие изображения значительно расширяют диапазон информационных источников, которые предоставлены в распоряжение художника.

 Запечатлеть движение

Способность фотокамеры «останавливать мгновение» и фиксировать действие в развитии обеспечивает художнику высокую точность в работе, сравнимую с реалистическим изображением — это было недостижимо до изобретения камер с высокоскоростным затвором. Например, вы можете чувствовать и детально передавать все нюансы движения летящей птицы или фигуры бегущего, прыгающего или ныряющего человека.

img_1019

1 Фотосъемка чаек, борющихся между собой за кусочки пищи, создает основу для верной фиксации изображения.

img_1018

2 Эти беглые зарисовки небольшого формата были выполнены кистью непосредственно с фотографии.

Завершенная работа. Фрагмент изображения на керамических плитках.

Работа на основе фотоинформации

Вы можете использовать справочный информационный материал выборочно. Рисунок или живопись могут основываться на полном или частичном применении фотографического изображения. Кроме того, изображение можно перевернуть, преобразовать в зеркальную» копию или модифицировать различными иными способами.

«Застывшее» мгновенье

На рисунке под названием «Бултых!» убедительно продемонстрировано, что камера способна остановить мгновение в процессе развития действия, чтобы художник смог получить полное представление о происходящем и, если необходимо, восстановить его в выбранном изобразительном материале. Подобная операция была бы просто невозможной при использовании других источников справочного информационного материала. Конечно, в момент фотосъемки нельзя было предположить, какую конфигурацию примут брызги воды. Результатом преобразования черно-белой фотографии в рисунок мягким карандашом становится полное восстановление оригинального изображения.

Рисунок цветным карандашом «Бултых!»

Три подготовке к созданию этого рисунка художник полностью отснял рулон чернобелой фотопленки (36 кадров) в момент бросания камней в речную воду. Использованный в рисунке кадр оказался наиболее успешным среди прочих — с запоминающейся округлой короной, образованной брызгами воды.

Комбинация фотографии и работы с натурой

Данный — достаточно формализованный — портрет представляет собой пример живописи, выполненной частично на основе работы с натуры, частично — с использованием фотографий. Фигура была написана «живьем» — с натуры — в течение нескольких дней. Основная часть этого времени была посвящена проработке головы натурщика. Основу заднего плана составила «картинка» из другой комнаты дома, в котором создавался портрет. Несмотря на то, что художник при создании фона портрета работал с натуры в течение нескольких часов (когда условия освещения были удовлетворительными), основная часть заднего плана была выполнена на материале фотографии.

img_1022

Использование фотографической информации

Каждый элемент этой работы был тщательно продуман и организован; целью художника являлось создание единой, целостной композиции, поэтому в ней отсутствуют очевидные признаки «разрывов» между элементами, написанными с натуры, и участками, заимствованными у фотографии.

Задний план. Эта фотография была использована в качестве справочной информации для заднего плана.

Документирование и представление работ

Практически каждая ситуация, в которую может быть вовлечен художник в профессиональном аспекте, потребует фотографического документирования его произведений в той или иной форме. Чем более известен и популярен художник, тем чаще к нему обращаются с просьбами предоставить копии его работ для публикаций в книгах и журналах. Поэтому для профессионального художника крайне важно иметь высококачественные цветные слайды или цифровые версии с высоким разрешением (300 точек на дюйм как минимум в масштабе воспроизводимого изображения), а также черно-белые отпечатки своих работ. Компакт-диск (CD) с записанными высококачественными изображениями или хорошо продуманная подборка слайдов могут убедить директора галереи посетить вашу мастерскую. При обращении в любую ассоциацию искусств или жюри на первых стадиях какого-либо открытого конкурса необходимо, безусловно, представить работы в достойной и более выгодной форме. Если художник выставляет работы на персональной или групповой выставке, необходимо, чтобы организаторы имели доступный и приемлемый материал для показа и рассылки представителям прессы, членам основных обществ и ассоциаций искусства, а также в музеи. Во многих случаях все эти действия осуществляются организацией-устроителем выставки.

Однако, если такие материалы не представлены в установленный срок, очень сложно в «последнюю минуту» отснять и подготовить все необходимые работы. Лучше всего фотографировать картину немедленно после ее завершения; затем следует надлежащим образом сохранить фотографии или цифровые изображения в виде файлов.

Представление идеи

«Справочный» информационный материал в виде фотографий играет большую роль в подготовке предложений о публичных арт-проектах или выставок. Традиционные элементы техники — фотосъемка местности (или пространства галереи), фотографирование рисунка/живописи/макета и последующее наложение изображений последних на изображения первых в результате (цифрового) фотомонтажа.

Подготовка к демонстрации скульптуры

В данном предложении (см. ниже) скульптуры, свободно стоящей на открытом пространстве напротив здания в жилом районе, был использован фотоснимок цифровой камерой модели предполагаемой скульптуры; это изображение было наложено на цифровую фотографию местности. Участок земли не был благоустроен перед внесением предложения, поэтому возникла необходимость в цифровом преобразовании пейзажа с помощью программы Adobe Photoshop, чтобы у клиента сложилось благоприятное визуальное представление о буду-щей работе в целом.
Реальный участок местности Так выглядел пейзаж до цифровой обработки.

 Макет и преобразованный пейзаж. Фотосъемка живописи и рисунков

• Установите камеру на штатив-треножник. Укрепите картину на стене или этюднике в абсолютно вертикальном положении и параллельно плоскости камеры.
• Расположите раздвижные опоры с каждой стороны камеры под углом 45 градусов к плоскости картины.
• Укрепите фотовспышки на каждой опоре лицевой стороной от картины. Вспышки должны иметь светочувствительные элементы (обращенные в сторону картины) для оценки степени освещенности, необходимой для правильного расчета выдержки. Подключите кабель вспышек к электросети через трансформатор.
• Прикрепите зонтичный рефлектор-отражатель к опоре так, чтобы свет от вспышки отражался на картину.
• Подсоедините штекер датчика (шнура синхро-контакта) одной вспышки к соответствующему гнезду синхроконтакта на камере и укрепите фотодиод к другой вспышке, чтобы при срабатывании первой вспышки (т. е. замыкания синхроконтакта на камере) одновременно срабатывала вторая.
• Установите величину выдержки (т. е. скорости действия затвора, экспозиции) для использования фотовспышки — как правило, 1 /125 секунды, затем задайте величину диафрагмы, пользуясь данными таблицы на задней стороне корпуса вспышки.