Фотография как вид искусства

Стили и тематика фотографии

Внешние характеристики фотографических работ, безусловно, столь же разнообразны, как и стили в любой из тради-ционных изобразительных техник. Они могут включать «сборные» монтажи многократной печати в работах Гилберта и Джорджа, крупноформатные пленки на прозрачных щитах с внутренней подсветкой таких художников, как Джефф Уолл, портретные трансформации в таких произведениях, как серия «Кадры без названия» Синди Шерман 1978 года, Бойда Уэбба и фотографические работы Ричарда Лонга или Хэмиша Фалтона, которые документируют прогулку или путешествие. Другие работы, как, например, произведения Ричарда Биллингэма или Нэн Голдин, выполнены в рамках старой традиции изображения сокровенных отношений внутри семьи и между близкими друзьями, но при этом каждая обладает высоким неповторимым «почерком». По существу, в этих работах заключается квинтэссенция фотографии.

Оборудование и виды техник

Фотографические техники, использованные в процессе создания вышеописанных работ, существенно различаются между собой. Некоторые художники предпочитают камеры с функцией мгновенной фотографии, которые предназначены доя немедленного использования. Одни работают с 35-миллиметровыми фотоаппаратами (SLR) (в то время как другие выбирают из широкого ряда цифровых камер. Многие художники по-прежнему пользуются крупноформатными камерами в своих мастерских и на пленэре, стараясь добиться наиболее высокой разрешающей способности изображения. В настоящее время художнику предлагается широчайший диапазон передовых технологий манипулирования изображением, которые включают монтаж и маскирующие эффекты, многократную печать, а также искажение элементов картинки.

img_1013

Без названия #21 (1978), Синди Шерман

Камеры

Художники наиболее часто используют в работе 35-миллиметровые однообъективные зеркальные фотоаппараты (SLR — single lens reflex) или цифровые камеры типа SLR. Такие аппараты позволяют художнику видеть объект непосредственно через видоискатель и объектив. Они отличаются исключительным разнообразием и могут использоваться для создания оригинальных работ, в качестве источника справочного и вспомогательного материала, а также для документирования (событий, явлений и т. д.). Сравнительно крупные размеры пленки позволяют получать качественное изображение на ее мелкозернистом покрытии; при большом увеличении изображение сохраняет четкость и резкость. Работая с цифровой камерой, следует помнить: чем больше число пикселей (т. е. ячеек изображения), тем выше его разрешающая способность. Большинство стандартных объективов, которыми укомплектованы такие камеры, формирует резкое сфокусированное изображение, а сам фокус точно устанавливается в процесс наблюдения за объектом непосредственно через видоискатель. Производители предлагают высококачественные объективы с переменным фокусным расстоянием, которые обеспечивают проведение широкоугольной съемки при установке приблизительно 28 мм, а также создание крупных планов отдаленных объектов (при установке между 200 и 300 мм); между этими почти крайними показателями существует огромный диапазон возможностей для творческого поиска. В процессе съемки с близкого расстояния обычно используются дополнительные линзы.

Многие камеры типа SLR об-ладают автофокусировкой и целым рядом предустановленных программ для работы в различных условиях и тематике. Если вы выбираете одну из них, разумнее пользоваться такой программой, которая позволяет вручную отключать любую из ее функций. Камеры типа SLR с ручной настройкой фокуса (т. е. резкости) предоставляют хороший контроль над всеми ее функциями, но они также имеют автоматический режим настройки, который установит верную скорость действия затвора (т. е. время выдержки) при заданной величине отверстия диафрагмы или, наоборот, установит правильную величину диафрагмы при заранее заданной скорости действия затвора.

Пленки и платы памяти

Любая стандартная 35-миллиметровая пленка может использоваться для изготовления слайдов и цветных или черно-белых отпечатков в зависимости от личных предпочтений художника. Как правило, чем меньше светочувст-вительность пленки, которая может использоваться при умеренной скорости действия затвора, тем выше качество изображения. В цифровых камерах применяются платы памяти различных типов. Чем больше объем памяти на плате, тем большее количество изображений можно сохранить на ней.

Развитие цифровой фотографии

Совершенствование цифровой камеры и бурное развитие цифровых методов обработки изображения за последние годы предоставили художнику значительную свободу и гибкость в процессе фотографирования и запечатления ускользающего мгновения, а также в манипулировании изображением. В то время как цифровая фотография приближается по разрешающей способности и качеству изображения к показателям фотопленки, все большее число художников переходят от фотографии, основанной на химических процессах, в область цифровых технологий. Цифровая фотография отличается чистотой процесса и огромной эффективностью.

Светостойкость

Если фотографическое изображение продается в форме художественной работы, очень важной становится проблема светостойкости. Фотографический отпечаток — в особенности цветной — должен быть вывешен в относительно затененном помещении; его не следует подвергать воздействию солнечного света. Светостойкость фотографического изображения увеличивается с улучшением характеристик используемых техник и материалов. Цифровые фотографии, например, можно печатать, используя значительно более светостойкие, пигментированные красители, чем раньше; кроме того, печать можно осуществлять на безкислотных видах бумаги специального состава.

 Изображение образуется, сохраняется и переносится в компьютер без каких-либо сложностей для художника или усилий с его стороны. С помощью компьютера художник может бесконечно манипулировать картинкой и последовательно печатать обработанное изображение во многих печатных форматах.

В цифровых камерах запись визуальной информации зависит от CCD (charge-coupled devices) — матрицы. Они могут вмещать миллионы пикселей или «чувствительных» сенсорных элементов.

Бойд Уэбб
Новые миры

Миры, изображаемые Бойдом Уэббом, создаются в пределах его мастерской. В работе «Лгуна», например, Бойд Уэбб не делает попыток как-то замаскировать искусственную природу своих пластиковых надувных фламинго. Эти предметы китча трансформируются в работе, вызывающей глубокие, пронзительные чувства и поднимающей важнейшие, фунда-ментальные вопросы наших взаимоотношений с природой.