Компьютер и живопись

Компьютер предоставляет художнику возможность свободного и эффективного манипулирования изображением. Таким образом, сейчас существует возможность редактирования оригинального фотоснимка или наброска для последующей работы в техниках живописи, и художник может испытать различные, даже противоположные подходы к решению любых вопросов, используя компьютерные технологии, непосредственно перед началом процесса создания картины.
Это дает художнику огромную свободу. Компьютер позволяет исключить ошибки, характерные для работы на холсте; их корректировка отнимала у художника значительное время. Новые цифровые технологии помогают художнику сконцен-трировать внимание на важнейших аспектах развития основных композиционных элементов, требующих особенно тщательной проработки и выражения.

Например, многие художники используют фотографии в качестве источника «справочного» материала для картины. Однако фотография чаще всего содержит большое количество деталей, которые могут не вписываться в стилистику работы художника. Иногда бывает сложно отделить лишний материал от необходимого и по возможности максимально упростить оригинальное изображение. В настоящее время использование компьютера позволяет художнику решить эти проблемы очень быстро и просто.

Компьютерное программное обеспечение — например, версии программы Adobe Photoshop — предоставляет художникам возможность упростить оригинальную картинку, свести ее к действительно необходимым элементам.

Проект Этюд с голубыми лодками

Представленные иллюстрации демонстрируют простые трансформации цифровой фотографии перед началом процесса живописи — удаление необязательных деталей, модификации тонов и цвета, а также способ кадрирования и обрамления изображения, который поможет определить формат будущей картины. Оригинальное изображение рыбачьих лодок на берегу было зафиксировано с помощью цифровой камеры, что позволило загрузить картинку непосредственно в компьютер. Так же просто вы можете отсканировать и загрузить в компьютер отпечатки, рисунки или слайды.

1. На оригинальной фотографии мы видим две лодки на галечном берегу. Формы лодок очень четко выделены на фоне горизонта и участков неба; в то же время сами участки небосвода выглядят недостаточно определенно, а передний план совершенно пуст и лишен сколько-нибудь интересных деталей.
• Если вы работаете на материале фотографии, отпечатанной на бумаге, расположите ее на планшетном сканере лицевой стороной вниз.
• Выберите функцию «Импорт-сканер» (Image-Scanner). Установите размеры и величину разрешения изображения в режиме RGB и отсканируйте снимок. Вы можете сохранять изображение на каждой стадии в избранном вами формате.
• Импортируйте изображение в программу Photoshop.
2. Выделите центральную часть изображения, чтобы построить новую композицию. При этом вы можете приблизить элементы оригинального изображения, что придает рыбачьим лодкам рельефность и объем. Теперь лодки, ранее находившиеся на среднем плане, выдвинуты на передний, до этого явно пустовавший план.
• Пользуясь инструментом «Выделение области» (Marquee) прямоугольной конфигурации, выделите центральную часть фотографии для изменения композиции.
• Выберите инструмент «Усиление» (Burn), установите значение 200 на шкале средних тонов и используйте величину экспозиции 50 %, чтобы углубить тона небосвода и выделить формы облаков — они должны стать хорошо различимыми.
3. Используйте опцию Cutout в подменю Artistic и меню «Фильтр» (Filter), чтобы по возможности упростить изображение. В результате создается эффект картинки, на которой можно увидеть целостную композицию уже в форме живописи с четко определенными тональными и цветовыми участками. Выстроив композицию и упростив изображение, вы имеете возможность модифицировать цвета.
• Выделите целое изображение.
• Войдите в меню «Фильтр» (Filter), подменю Artistic и выберите опцию Cutout (установите здесь No. of levels — количество уровней — на показатель 8).
• Установите показатель Edge Simplicity (упрощение контура) на 2.
• Установите показатель Edge Fidelity (точность) на 2.
4. Усильте насыщенность цвета — яркость изображения повысится. Комбинированный эффект данных модификаций заключается в том, чтобы создать для картины такой источник изображения, который бы легче «прочитывался» в живописном ключе и формате, а следовательно, мог бы преобразовываться значительно проще по сравнению с ориги-нальной фотографией, использованной без каких-либо изменений. В данном случае основным средством трансформации картинки стал фильтр Cutout который помог создать в работе особенную атмосферу; фильтр «Насыщение» (Saturation) усилил яркость и энергичность цветов.
• Выделите целое изображение.
• Войдите в меню «Изображение» (Image), и да-лее в «Регулировки» (Adjust) — «Оттенок-насыщенность» (Hue/Saturation) (значение +38).

Завершенная работа Мы хорошо видим в законченной картине, что манипуляции изображением оригинального снимка и его трансформация оказались очень эффективными и полезными для выполнения работы в акварельной технике. Ненужные, посторонние детали были удалены с фотоснимка-оригинала; после этого с помощью прозрачных цветных заливок и образования простейших плоскостей цвета были выполнены относительно несложные преобразования в живописную работу, что хорошо видно на компьютерной распечатке.

Трансформация телевизионного изображения

В приведенных ниже примерах я решил использовать «низкокачественные» изображения, выполненные цифровой камерой непосредственно с экрана телевизора во время трансляции соревнований по марафонному бегу. Безусловно, оригинальные «картинки» уже были в большой степени трансформированы — они значительно отличались от реальных объектов. Говоря условно, они кажутся нерезкими, размытыми, окрашенными в искусственные цвета и, возможно, не представляют никакого интереса. Но преобразующий потенциал компьютерных графических программ дает возможность создавать на их основе совершенный исходный материал для последующих манипуляций.

Разбиение изображения на отдельные элементы (пикселизация)

Фотография-оригинал оставляет впечатление всего лишь одной плоскости изображения.
Используя фильтр «Пикселизация» (Pixelate), вы можете создать практически абстрактную версию изображения. При этом в работе сохраняется достаточный объем информации, чтобы изображение могло хорошо «считываться», а абстрактный характер картинки повышает значение и важность таких составляющих, как поверхностный рисунок цветов и форм.

Выберите в меню:
• «Фильтр» (Filter) — Pixelate — Crystallize, установите Cell Size («Размер ячейки») на значение 18.
Завершенное изображение
• «Изображение» (Image) — «Регулировки» (Adjust) -«Баланс цвета» (Colour Balance), пользуйтесь регуляторами-ползунками для корректировки цвета.
Кадрирование (Cropping) и использование фильтра Cutout

Оригинальная фотография обладает определенной привлекательностью — группу бегунов обрамляют пятна желтых курток устроителей соревнований и технического персонала, а также две связки воздушных шаров. Однако в центре изменений и корректировки изображения оказываются сами бегуны и их тени; в результате плоские участки цвета создают чистую и более абстрактную версию оригинального изображения.

img_969

Оригинальное изображение.

Выберите в меню:

• «Фильтр» (Filter)- Artistic — Cutout и установите здесь показатель No. of levels («Ко-личество уровней») на 7, показатель Edge Simplicity («Упрощение контура») на 5, а показатель Edge Fidelity («Точность» на 2.

Завершенное изображение

 «Изображение» (Image) — «Ре-гулировки» (Adjust) — «Оттенок-насыщенность» (Hue/Saturation) и установите на значение +40, затем выберите опцию «Резкость» (Sharpen) в меню «Фильтр» (Filter).

Кадрирование (Cropping) и использование фильтра «Фактура» (Texture)

В левой части оригинальной фотографии мы видим дерево и рекламные щиты, которые являются откровенно отвлекающими элементами композиции; кроме того, вертикальные полосы на телеэкране также сковывают изображение. Вот почему фигуры бегунов откадрированы по вертикали, чтобы выделить формы силуэтов спортсменов и избавиться наконец от визуальных элементов в левой части композиции.

В целом изображение становится более независимым и самодостаточным.

Оригинальное изображение.

Выберите в меню:
• Crop («Кадрирование изображения», см с. 264).
• «Копировать — вставить» (Сору — Paste) для перехода в новый файл.
• «Фильтр» (Filter) — Texture — Grain,
в опции Grain установите необходимый «Тип зернистости» (Grain Type).

img_971

Завершенное изображение