Использование компьютера, цифровые печатные технологии

Использование компьютера

НЕДАВНЯЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ вывела их в самый центр основных направлений художественной практики. Компьютерные технологии оказали огромное влияние На большинство сфер изобразительного искусства. Для многих художников они представляют собой незаменимый инструмент в процессе подготовительной работы. Другие художники считают компьютерную графику самостоя-тельным средством рисунка и живописи, предпочитая работать исключительно в этих цифровых техниках. Компьютерные технологии коренным образом изменили мир фотографии; цифровые камеры успешно конкурируют с более традиционными форматами

img_952

Крик разума (1980), Гилберт и Джордж

Поистине энциклопедические исследования мира Гилбертом и Джорджем периодически принимают форму художественных фоторабот — фотомонтажей крупного формата, созданных в результате непосредственного расположения «встык» идентичных по размеру обрамленных секций изображения. В большинстве случаев эти работы основаны на изображении двух художников, а по тематике они охватывают огромный диапазон проблем — от важнейших аспектов природы и ее охраны до широкого спектра социальных и культурных вопросов. Здесь изображение художников, внимательно всматри-вающиеся друг в друга (с колючим деревом над ними), связывается с легендой «Крик разума».

Персональный компьютер является для художника бесценным источником вдохновения и невероятных возможностей. Компьютерные технологии позволяют нам глубже исследовать и разрабатывать новые способы сбора материала, создания и манипулирования изображением.

Использование компьютера в целях трансформации изображения в цифровой формат в качестве отправной точки для выполнения будущей художественной работы представляет собой коренное отступление от ранних, традиционных методик, когда художник начинал воплощать свой замысел с выполнения и внимательного изучения набросков. Эти наброски в процессе тщательной последующей проработки могли стать полноценными живописными или скульптурными произведениями. Бесконечный выбор опций в рамках цифровых преобразований открыл для художника новые, потрясающие возможности. Многие художники давно привыкли к процессу медленного развития картины; для них скорость цифровой обработки изображения кажется ошеломительной.

Основное оборудование для цифровой обработки изображений

Оборудование должно содержать: компьютер с высокоскоростным процессором, включая CD-ROM и пишущий CD-RW или, по крайней мере, накопитель ZIP. Компьютер должен обладать жестким диском с большим объемом памяти (в гигабайтах), а также достаточной оперативной памятью (измеряемой в мегабайтах). К компьютеру должен быть подсоединен модем, обеспечивающий доступ к Интернету; также необходимы «мышь» и клавиатура, цветной монитор с высоким разрешением, планшетный сканер (возможно также устройство для сканирования слайдов и пленок) и струйный или лазерный принтер. Дополнительное оборудование может включать графический планшет и электронное перо для рисования и копирования (обводки изображения), а также цифровую камеру. Ко всему перечисленному добавляются различные пакеты графических программ, такие, как Adobe Photoshop, которые позволяют создавать и преобразовывать изображения различными способами.

Сканеры

Существуют два основных типа сканеров: планшетный сканер (для сканирования плоских изображений и документов) и сканер для цветных пленок и слайдов, а также цветных и черно-белых негативов.

Планшетные сканеры

Планшетные сканеры имеют горизонтальную стеклянную поверхность, на которой лицевой стороной вниз располагают рисунок. Обратную сторону листа накрывают крышкой, препятствующей распространению света; затем предварительно сканируют. Это — процесс ознакомительного сканирования, который позволяет художнику лучше расположить работу, определить необходимый объем сканирования и отрегулировать его характеристики в отношении разрешения, яркости, контраста и т. д. Большинство сканирующих программ обладают функцией автоматической настройки, которая «считывает» изображе-ние и задает параметры сканирования автоматически. Это достаточно удобный и эффективный метод во многих отношениях, поскольку вы можете вносить модификации и корректировки подобного рода позднее —
в процессе использования графических программ для преобразования изображений. Возможно, вам понадобится лишь установить необходимое разрешение (выраженное в точках на дюйм) и масштаб «картинки» уже на стадии сканирования.

Сканеры для пленок

Некоторые планшетные сканеры имеют прозрачное покрытие, которое заменяет стандартную крышку и позволяет сканировать прозрачные пленки крупного формата так же, как плоский рисунок. Вам необходимо просто переключить отражающий режим сканирования на просветный.

Более распространены отдельные сканеры для пленок небольшого формата, которые оборудованы пластмассовыми рамками-лотками, в которые вставляются 35-миллиметровые слайды или 35-миллиметровые негативные пленки. Программное обеспечение, предлагаемое вместе со сканерами для пленок, очень напоминает сопутствующий пакет для планшетных сканеров и позволяет выбрать часть изображения, предназначенное для сканирования, а также корректировать и регулировать процесс, как было описано выше.

Цифровые печатные технологии

В разделах книги, посвященных традиционным печатным материалам и техникам — в особенности трафаретной печати, я подчеркивал, что плоды революционных изменений в области цифровых технологий в огромной степени были «впитаны» и используются в рамках основных и хорошо известных способов печати. Новая технология позволила значительно ускорить процессы, которые ранее требовали существенных временных затрат и выполнения сложных операций — особенно в практике манипулирования изображением и на подготовительной стадии работы. Интеграция новой цифровой технологии в сферу традиционных методик привела к созданию нового «традицифрового» гибрида.
«Оператор» цифровой печати может расположить минимум элементов оборудования на скромном пространстве домашней мастерской, придумать идею, развить ее и завершить работу небольшим тиражом отпечатков художественного качества. На другом конце диапазона «возможностей» находятся профессиональные печатные мастерские, оснащенные последним техническим оборудованием, новейшим программным обеспечением, высококачественными и прочными видами бумаги и красок, крупноформатными принтерами.

Создание цифрового изображения.

img_958

Выведенное на печать изображение было создано в цифровой формате; картинку можно видеть на экране монитора.

img_959

Цифровой принтер крупного формата.
Эта машина выполняет отпечатки шириной до 1 метра на прочной бумаге высокого качества при использовании светостойких пигментированных красителей.

Элементы изображения, генерированные с помощью компьютера

Все большее количество художников — дизайнеров и печатников создают собственный изобразительный ряд, используя компьютерные ресурсы. Они пишут свои собственные программы, способные генерировать элементы изображения, и создают новый визуальный язык. Потенциал работ данного вида огромен. Художник-печатник Джордж Уэйл как-то написал о своей серии «Эволюция штриха»: «Меня заинтересовала возможность использования компьютера для создания семейства искусственных мазков и штрихов, отличающихся по характеру от имитаций мазка кисти в самых популярных графических программах. Применяя на практике принцип «эволюции посредством эстетического отбора», разработанный Ричардом Докинсом, Карлом Симсом и другими, я написал программу, в которой предусмотрена возможность произвольной, беспорядочной «мутации» информационной структуры, представляющей геометрию штриха, чтобы создать новые штрихи (которые, в свою очередь, могут также подвергаться отбору и видоизменяться снова). Начиная с верхнего левого штриха и рассматривая изображение попеременно слева направо и справа налево, вы можете проследить на каждой из картинок эволюцию простейшей линии в результате ста генераций».

Джордж Уэйл Новый язык

Джордж Уэйл пишет компьютерные программы, которые генерируют «алгоритмические» формы. В результате этого процесса создаются очень точные и ясные штрихи или мазки, которые тем не менее не имеют аналогов и которых никто еще не видел. Как следствие, рассматривая данные отпечатки, вы как будто открываете для себя живописные иероглифы нового языка. Эти штрихи представляют собой знаки, которые направляют нас к новым, неизвестным тропам. Они наводят нас на размышления и, кажется, предлагают прочитывать их особенным способом. Но как только мы начинаем что-то понимать, нащупав ниточку к разгадке, они немедленно изменяются и выполняют совершенно иную роль. Как результат, перед нами работа, характеризуемая богатством формы и содержания.

img_961

Эволюция штриха (отпечаток на струйном принтере) (1996), Джордж Уэйл