Живица, смолы, бальзам

Художники в своей практике используют и другие продукты растительного происхождения. Экстракционные эфирные масла, живица, смолы и бальзамы, как их еще называют, представляют собой густые выделения деревьев хвойных пород. В их основе лежит смесь летучих (или эфирных) масел и смол. Определенные виды сосны выделяют смолы, из которых методом дистилляции могут быть получены летучий скипидар и смоляная канифоль (или древесная смола). Эти смолы долгое время используются в своем натуральном состоянии в материалах для живописи, несмотря на то, что сейчас они в основном представляют лишь исторический интерес. 

Использование живицы, смол и бальзамов

По мнению экспертов, смолы и бальзамы придают масляным краскам яркость и хорошую текучесть. Венецианский и страсбургский бальзамы (см. ниже) особенно широко использовались в прошлом в масляной живописи и вспомогательных средствах, а также эмульсиях яичной темперы. По моему мнению, добавление натуральных материалов из смол в пленку масляной краски нарушает ее структуру, целостность и эластичность; кроме того, при добавлении в живописное средство объемов смол более допустимого минимума образованная пленка краски может растворяться под воздействием растворителей, используемых при покрытии картины лаком.

Типы живицы, смол и бальзамов

Понятие бальзамы нельзя путать с термином «смоляное масло», который используется для описания лаков и средств, полученных из специально подготовленных смесей твердых смол и растительных масел (т.е. комбинации масла и смолы промышленного производства).

Существуют четыре основных типа смол-бальзамов

Венецианский терпентин (веницианский бальзам). Производится из лиственницы Larix Europea или Larix decidua; это — вязкая желтая жидкость, из которой нельзя выкристаллизовать смоляные кислоты и в этом отношении она отличается от обычного терпентина. Жидкость растворяется в спирте, эфире, ацетоне и скипидаре, но лишь частично растворима в нефтяных углеводородах. После процесса очистки данный вид терпентина более не обнаруживает тенденции приглушать тональность красок и образовывать трещины, но в смесях с нелетучими жирными маслами или нефтяными маслами приобретает очень клейкие, когезийные свойства.

Страсбургский терпентин (страсбургский бальзам). Производится из белой пихты Abies pectinata; жидкость по тону бледнее по сравнению с венецианским терпентином, процесс ее получения крайне сложен. Считается, что данный вид терпентина обладает защитными свойствами, надежно блокируя такие пигменты, как Verdigris (патина), которые склонны к разложению. Однако при работе с современными пигментами такие качества, как правило, не являются необходимыми.

Канадский бальзам. Считается, что этот бальзам по свойствам напоминает страсбургский терпентин. Канадский бальзам — относительно чистое средство, а прозрачность и высокий показатель преломления делают его особенно ценным и эффективным.

Копайский бальзам. Жидкость различной степени вязкости и состава, которая состоит в основном из свободных смоляных кислот и, следовательно, обладает высоким кислотным числом. Реставраторы картин когда-то использовали копайский бальзам для восстановления помутневшей или обесцвеченной масляной живописи. Поскольку невозможно полностью устранить следы копайского бальзама, в настоящее время от его использования отказываются.