Типы растительных масел

Классификация растительных масел зависит от способа их обработки. Можно выделить три основные типа. 

Полимеризированное масло (Stand oil)

Вязкость масла можно увеличить посредством нагрева до 300 °С без доступа воздуха — до тех пор, пока не будет получен необходимый уровень вязкости. Масло претерпевает молекулярные изменения, в результате которых происходит его полимеризация. Полимеризированное льняное масло особенно эффективно в составе вспомогательных средств для живописи. Разбавленное скипидаром или уайт-спиритом, оно придает масляным краскам превосходную текучесть и выравнивающие свойства. Эти качества недостижимы при использовании сырого необработанного масла. Полимеризированное масло высыхает медленно, так как процесс полимеризации происходит без окисления, но после высыхания масла тенденция к пожелтению значительно ослабляется, и, кроме того, масло становится более эластичным по сравнению с необработанными видами. Добавив сиккатив, можно усилить пленкообразующие характеристики масла. Как правило, используются сиккативы, содержащие свинец, марганец и кобальт. Эти вещества значительно ускоряют процесс самоокисления, но следует тщательно контролировать процесс их добавления, так как избыточный объем данных элементов может вызвать образование морщин и трещин на масляной пленке.

Stand oil

Полимеризированное масло

Масло, обесцвеченное и сгущенное действием солнечных лучей. Данные виды масел полимеризируются в результате окисления, поэтому они высыхают быстрее, чем масло Stand oil. В течение многих столетий художники использовали масло, обесцвеченное и сгущенное под воздействием солнечных лучей. В основе приготовления данного вида масел лежит процесс его взбалтывания и перемешивания в равнозначном объеме воды; затем по достижении готовности к использованию масло фильтруется и отделяется от воды. Специалисты утверждают, что отбеливающее действие солнечных лучей обладает лишь временным эффектом: при последующем высыхании и затвердевании масла его цвет становится более темным. Солнечный свет просто обесцвечивает непрочный растительный краситель и не оказывает существенного влияния на процесс пожелтения красок, который происходит впоследствии.

Масла вареное (олифа) и оксидированное

Использование вареных масел (подвергнутых термической обработке в присутствии сиккативов) вызывало повреждение и преждевременное разрушение структуры картин в прошлом, поэтому их применение не рекомендовано. Если вы используете олифы для ускорения процесса высыхания, будьте очень осторожны. Продутые (оксидированные) виды масел, прошедшие частичную полимеризацию в процессе тепловой обработки (150°С) с доступом воздуха, иногда используются в качестве альтернативы маслам, подвергшимся солнечному воздействию, если обстоятельства не позволяют использовать солнечный свет. Они обеспечивают более быстрое высыхание по сравнению с полимеризированным маслом, которое нагревается без доступа воздуха; но в остальном обладает аналогичными характеристиками.

Процесс высыхания масляной пленки

Процесс высыхания определяет наилучший способ нанесения масляной краски, обеспечивающий ее стойкость и долговечность. После нанесения на поверхность основы краска абсорбирует кислород из воздуха и изменяет свою структуру — переходит из жидкого состояния в твердое, образуя прочную цельную пленку. В течение этого сложного процесса, называемого «полимеризацией самоокислением», молекулы масла связываются между собой, создавая полимерную структуру.

Одновременно с процессом поглощения кислорода (а, следовательно, увеличением веса) масляная пленка высвобождает летучие побочные вещества. Ничто не должно препятствовать их высвобождению, если важно обеспечить хорошие характеристики высохшей пленки. Таким образом, стараясь создать надежную структуру будущей картины, художник должен применять принцип «жирным по тонкому», согласно которому каждый последовательно наносимый слой краски содержит несколько больший объем масла (жирных веществ), чем предыдущий. Слой краски должен высохнуть перед нанесением следующего слоя, и не следует торопиться с покрытием картины лаком. Эти проблемы детально обсуждаются в главе «Масляные краски».

Специалисты выделяют следующие основные стадии полимеризации пленки льняного масла:

  • небольшие изменения консистенции;
  • выраженное изменение, переход из жидкого состояния в состояние затвердевающего геля;
  • дальнейшие небольшие изменения консистенции по мере затвердевания геля.