Натуральные смолы

СМОЛЫ ПОЛУЧАЮТ ИЗ НЫНЕ РАСТУЩИХ ДЕРЕВЬЕВ или — как в случае с окаменелыми, ископаемыми смолами — добывают из земли на местах произрастания смолистых деревьев в доисторические эпохи. Они используются в приготовлении лаков для покрытия завершенных работ и в материалах для масляной живописи, несмотря на то, что обладают тенденцией к потемнению тонов в большей степени, чем масло, и менее устойчивы и долговечны. В настоящее время широко используются смолы, полученные в процессе синтетического производства. 

Смолы — твердые, глянцевитые вещества, имеющие некристаллическую, аморфную структуру. При нагревании они становятся мягкими, плавятся до образования вязкой жидкости, при возгорании выделяют большой объем дыма. Они нерастворимы в воде, но частично или полностью растворимы в органических растворах. В этом отношении смолы не следует путать с камедью, которая также представляет собой выделения растений, но растворяется в воде.

За исключением шеллака (см. ниже), натуральные смолы образуются под воздействием определенных условий, испарения, окисления или полимеризации живицы и бальзамов. Два основных типа натуральных смол — мягкие и твердые — обладают своими специфическими характеристиками.

Мягкие смолы

Мягкие, или «молодые», смолы производятся из живых, ныне растущих деревьев. Их также еще называют спиртолаковыми смолами, так как они растворяются в спиртах и углеводородах.

Даммара. Даммаровая смола представляет собой единственный вид натуральных смол, который в действительности может заинтересовать художников. В своих наиболее чистых формах даммаровая смола считается лучшей из ряда мягких смол для использования в качестве лака: с этой целью его обычно растворяют в пинене (см. «Изготовление даммарового лака»). Как и все натуральные смолы, она со временем обесцвечивается, создавая в картине так называемый «галерейный тон» (золотистый, «античный»). Это может произойти приблизительно через 50 лет или ранее, если используются нечистые формы смолы. Даммаровая смола, кроме того, со временем может стать менее растворимой, поэтому для ее снятия (удаления) могут потребоваться более сильные растворители. Она часто используется в материалах для масляной живописи, придавая краскам яркость и сокращая время их высыхания, разбавленная пиненом (скипидаром), а не уайт-спиритом; тем не менее рекомендуется применять лишь небольшие объемы даммаровой смолы.

Мастика. Мастичная смола растворяется в скипидаре, спиртах и ароматических углеводородах, хорошо взаимодействует с кистью и — в качестве лака — длительное время использовалась на стадии завершения картины. Однако со временем она сильно желтеет и темнеет. В настоящее время мастичная смола не используется в художественных материалах. Состав (который еще называют the megilp, мастичная смола), в частности, использовался художниками XIX века, вызывая катастрофические последствия для картин; он представлял собой смесь льняного масла и мастичного лака.

Сандарак. По своим характеристикам эта смола схожа с мастиксом, но несколько тверже по структуре. В растворах спирта используется в качестве ретушного лака, однако это, чрезвычайно хрупкое средство и со временем становится более темным и приобретает красный оттенок.

Шеллак. Строго говоря, шеллак не является смолой. Это смолистый материал, выделяемый насекомыми — палочниками — на стволах определенных деревьев. Высохшая смола часто сильно окрашена и может быть обесцвечена (отбелена) для использования в конкретных целях. Шеллак, как правило, растворяется в спирте и применяется в шеллачных политурах для лакировки мебели, лаках по металлу и т. д. Он не растворяется в скипидаре, и это свойство позволяло использовать его в прошлом в качестве связующего вещества. Шеллак также применялся для уменьшения пористости в гипсовых панелях, в качестве фиксатива-закрепителя угольных рисунков и как изолирующий слой в темперной живописи. При воздействии щелочи шеллак может растворяться в воде и использоваться как связующий элемент в составе туши.

Твердые смолы

Твердые или окаменелые смолы часто называются — копалами (это неточная формулировка, так как мягкие копалы — такие, как манильские капалы — могут быть обнаружены в спиртовых лаках). Они представляют собой окаменелые выделения доисторических деревьев. Добывают ископаемые смолы из почвы. Такие смолы практически нерастворимы в маслах и органических растворителях в нормальных условиях и могут растворяться в маслах только при нагревании (плавлении), когда в комбинации с горячими быстровысыхающими маслами они образуют масляные лаки. Эти вплавленные копалы составляют основу большинства лаков общего назначения — в областях, далеких от индустрии художественных материалов. Они всегда были непригодны для осуществления поставленных живописцем целей.