Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Использование добавок | Добавки
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Использование добавок

drawing06В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КРАСОК, ЛАКОВ, вспомогательных средств для живописи и других художественных материалов используется целый ряд ингредиентов, которые еще не обсуждались на предыдущих страницах. Они включают консерванты, пластификаторы, сиккативы, поверхностно-активные вещества, наполнители и сухие разбавители, а также загустители. Сиккативы, как правило, используются только в масляных красках, материалах для масля-ной живописи и лаках. Эти добавки также время от времени обсуждаются в соответствующих разделах книги.

Добавки, о которых будет рассказано ниже, обычно используются производителями коммерческих художественных материалов, которые стремятся сохранить единство и последовательность в изготовлении своей продукции, а также неизменность ее свойств в течение всего срока годности. За исключением, вероятно, нескольких определенных сиккативов и применения в качестве поверхностно-активного вещества средства «бычья желчь», эти добавки, как правило, не используются самими художниками. 

Консерванты

Консерванты добавляются в состав акварельных и акриловых красок и средств, чтобы не допустить образования плесени на поверхности и распространения бактерий в структуре краски. Некоторые виды бактерий оказывают крайне негативное влияние на стабильность красок — особенно акварели, в которой они снижают содержание гуммиарабика, вызывая разжижение (т. е. уменьшение вязкости) краски.

В качестве антисептических и дезинфицирующих средств традиционно применялись камфара, тимол, эвгенол, фенол и формальдегид. Фенол и формальдегид, получившие широкое распространение в производстве акварельных красок, — чрезвычайно токсичные вещества; сейчас существуют строгие ограничения, касающиеся допустимого уровня их использования.

Осознавая существующую опасность для здоровья художников, связанную с применением консервантов, производители пытаются найти для них эффективные альтернативные заменители, содержащие вредные вещества в низких концентрациях. Они заменяются соединениями РСМС и РСМХ — в учебных красках и производными соединения изотиазолон — в акриловых и акварельных красках. Однако информация о потенциальной опасности химических веществ распространяется сегодня быстрее, чем когда-либо, и некоторые из этих альтернативных продуктов сейчас классифицируются как кожные сенсибилизаторы — в особенности смесь изотиазолона (известная как MIT/CMIT), содержащаяся в таких продуктах, как Kathon, который был оценен в Европе очень низко. К счастью, в настоящее время некоторые изотиазолоны считаются допустимыми, равно как и доноры формальдегидов с низким уровнем выделения формальдегидов. Данные вещества и консерванты, разрешенные к применению в пищевых и косметических продуктах, можно обнаружить и в современных художественных материалах.

Объем необходимого консерванта существенно варьируется в зависимости от особенностей пигмента. Например, черные требуют высокой концентрации консерванта, возможно, из-за их способности поглощать тепло, которое, в свою очередь, способствует инкубации бактерий. Некоторые материалы — как, например, гуммитрагант — в большей степени способствуют образованию плесени по сравнению с другими средствами; поэтому содержание консерванта в красках, где гумми используется в качестве загустителя, значительно выше.

Существует и еще один важный аспект — реактивность определенных пигментов к присутствию консервантов. По этой причине, например, пигменты quinacridones и некоторые лаковые пигменты на алюминиевой основе нельзя использовать в комбинации с фенолом; поэтому вместо него применяют формальдегид.
В соответствии с законами Европейского Союза все консерванты
классифицируются как опасные вещества: они могут оказывать вредное, токсическое и раздражающее воздействие на организм человека.

Пластификаторы

Пластификаторы добавляются в связующие материалы, чтобы придать пленке краски эластичность. Наиболее часто используемый пластификатор в акварельных красках — глицерин, в более дешевых видах акварели применяется сорбит. Акварель в тубах требует большего объема глицерина по сравнению с акварелью в кюветах. Кроме того, глицерин применяется в плакатных или гуашевых красках, так как более толстой пленке краски необходима повышенная эластичность.

Химические пластификаторы, такие, как дибутилфталат, используются в алкидах, целлюлозе и определенных синтетических смолах (таких, как ПВА). Акриловые соединения, как правило, пластифицируются «изнутри» в результате присоединения более мягких полимеров. Это способствует увеличению прочности и эластичности образуемой краской пленки.

Сиккативы

Сиккативы, или сушильные вещества, вводятся в состав определенных масляных красок, вспомогательных средств для масляной живописи и некоторых лаков. Как правило, они представляют собой соли свинца, кобальта или марганца. Их можно охарактеризовать как поверхностные (кобальт) или сквозные (свинец) сиккативы. Первые сначала высыхают на поверхности, оставляя ниже мягкую пленку; последние высыхают и сушат весь слой пленки изнутри. В производстве масляных красок может использоваться единственный сиккатив, однако при изготовлении лаков или вспомогательных средств необходим баланс поверхностного и сквозного сиккативов для осуществления процесса ровного высыхания.

Производители считают, что нанесенная кистью масляная краска и, следовательно, пленка должна стать сухой на ощупь в течение 2 — 14 дней. Пигменты, высыхающие особенно медленно, подлежат модифицированию с применением сиккативов, чтобы сократить процесс их высыхания до указанного периода.

Сиккативы в основном используются во вспомогательных средствах только при работе с разбавленной краской — например, для нанесения лессировок. Как правило, применяется комбинация свинца, кобальта и кальция, несмотря на то, что последний, строго говоря, не является сиккативом; однако он предотвращает помутнение прозрачной пленки. В настоящее время токсичный свинец, оказывающий эффект пожелтения, постепенно заменяется церием и цирконием.

Использование сиккативов в лаках становится непопулярным и со временем уходит в прошлое, современные кетоновые или акриловые лаки высыхают в процессе испарения, а не окисления.