Другие виды грунтовок

В настоящее время существуют два основных типа грунтовок, выпускаемых производителями высококачественных художественных материалов. Водоосновные акриловые грунтовки используются на холсте — под акриловые краски и на доске — под акриловые или масляные краски. Грунтовка для масляной живописи на холсте, как правило, основана на пигментированных модифицированных маслом алкидных смолах. Они растворяются уайт-спиритом; в работе с ними необходимо соблюдать меры предосторожности.

Традиционная эмульсионная грунтовка

Льняное масло (минимум 25 % по весу) добавляется по капле в горячий клеевой раствор и затем хорошо перемешивается, образуя эмульсионную смесь. В результате полученная грунтовка по сравнению с грунтовкой, описанной выше, обладает меньшей степенью абсорбции и, кроме того, более эластична. Несмотря на то, что она имеет тенденцию к пожелтению и со временем может стать хрупкой, эта грунтовка представляет собой добротный и вполне приемлемый материал, особенно для грунтования жестких основ и использования в методиках непрозрачной живописи (которые хорошо скрывают эту грунтовку).

Традиционная масляная грунтовка

Это — традиционный метод подготовки жесткой основы с невпитывающей масляной грунтовкой на жесткой доске. Доска сначала покрывается льняным маслом, а затем после высыхания грунтовкой свинцовых белил в льняном масле. Процесс высыхания грунтовки может продолжаться в течение нескольких дней, после чего грунтовка зачищается. Весь процесс повторяется с продолжительными перерывами для высыхания грунтовки. В результате образуется тонкое и достаточно твердое покрытие.

Свинцовые белила в масле попрежнему предпочтительны для некоторых художников, но их обычно наносят поверх слоя клеевого связующего. Как правило, двух слоев бывает достаточно; при этом каждый из них должен полностью высохнуть перед процессом нанесения красок. Обычно загрунтованные доски перед процессом живописи хранятся в течение 6 месяцев. Для этого есть весомое основание — нанесение свежей, влажной масляной краски на не вполне высохшую масляную грунтовку может вызвать серьезные проблемы, связанные с образованием трещин и отсутствием надлежащей клейкости.

Современные масляные грунтовки

Учитывая уровень токсичности, связанный с использованием свинцовых белил, последние в масляной грунтовке могут быть заменены вполне приемлемой грунтовкой, которая выпускается несколькими производителями художественных материалов; она изготавливается из диоксида титана в модифицированной маслом алкидной смоле. Это синтетическое смоляное средство не желтеет и обладает чрезвычайной устойчивостью. Его следует полностью высушивать перед нанесением следующего слоя, но он высыхает значительно быстрее, чем его эквивалент на основе льняного масла. Как и в случае использования других грунтовок, следует тщательно обработать края и задник доски для того, чтобы предотвратить поглощение влаги и деформацию. В отличие от свинцовых белил в масляных грунтовках такие составы можно наносить непосредственно на основу (если, конечно, доска предварительно очищена и не содержит жировых частиц); но, тем не менее основы из тканых материалов, как правило, сначала покрываются одним или двумя слоями разбавленного клеевого или целлюлозного связующего.

Другие виды грунтовок на основе синтетических смол

Так называемые «акриловые гипсовые (или меловые) грунтовки» вовсе не являются гипсовыми, а представляют собой пигментированные дисперсии акриловых смол. Они не желтеют и не образуют трещин, обладают хорошей адгезией к большинству существующих поверхностей и не нуждаются в предварительном покрытии слоем клеевого связующего. Они чрезвычайно эластичны и подходят для использования акриловых красок на холсте. Такие грунтовки могут применяться в масляной живописи на жестких основах, но они слишком эластичны для использования в качестве грунта на холсте в масляной живописи — пленка масляной краски менее эластична, чем грунтовка, и, следовательно, чрезвычайно ранима и уязвима.

Существуют более прочные соединения акриловых смол, которые создают высококачественные дисперсии в грунтовках или масляной живописи на холсте, но они достаточно сложны в производстве. В соответствующие акриловые грунтовки можно добавить дополнительные элементы, образующие фактуру, при использовании небольших объемов инертных наполнителей, таких, как порошковая пемза или мраморная крошка. Такие модификации можно только приветствовать, если смола по-прежнему способна формировать надежную, прочную, хорошо связанную пленку, не образуя при этом трещин.

Акриловые дисперсии (их еще называют эмульсиями), которые связывают частицы белого пигмента, выпускаются в непигментированной форме как акриловые средства (клеи). Они имеют характерный молокообразный вид смоляных дисперсий и при высыхании становятся прозрачными. Они могут применяться в качестве клеевого слоя без грунтовки на эластичных или жестких основах, когда художник хочет использовать тональность льна или древесины как составную часть цветовой схемы картины.

Краски бытового назначения в качестве грунтовки

Большинство водоосновных эмульсионных красок для бытового применения производится в процессе переработки виниловых полимерных смол и используется художниками, которым необходима грунтовка высокой степени абсорбции. Кроме того, теперь производятся полуглянцевые краски на основе акрила, которые, по мнению специалистов, отличаются более высокой степенью устойчивости, чем краски на основе алкидов, и используются некоторыми художниками как полувпитывающие или невпитывающие грунтовки.