Подготовка грунтовки

Приготовление состава gesso (левкаса)

Меловая грунтовка изготавливается в процессе постепенного вливания горячего клеевого связующего в сухой малярный мел (для побелки) или осажденный мел. Затем раствор перемешивается до образования светлой кремовой консистенции. Приобретя некоторый опыт, вы сможете чувствовать степень готовность смеси к использованию. Раствор оставляют на несколько минут для выхода пузырьков воздуха, после чего наносят на поверхность. Вы также можете изготовить смесь, добавляя мел в связующее, как показано на иллюстрации.

Подготовка грунтовки

Добавление мела

Пигменты и другие добавки в составе грунтовки

Существует огромное число различных рецептов для изготовления меловой грунтовки; все они, как правило, состоят из инертных белых пигментов, связанных водным клеевым раствором. Кроме того, предлагается широкий выбор других ингредиентов для этого состава. Ваш выбор должны определить два основных фактора — белизна и фактура.

Сначала необходимо решить, насколько важным для вас является яркость белого тона основы. Этот фактор очень важен для создания тонкого, прозрачного покрытия, эффект которого основывается на белизне грунтовки. Поэтому необходимо добавить определенный объем белого пигмента. Рекомендуется использовать белила титановые из-за их непрозрачных характеристик. Я смешиваю одну часть белил с девятью частями мела для побелки или осажденного мела, которые придают структуре грунтовки объем и другие рабочие свойства.

Второе обстоятельство, на которое следует обратить внимание при выборе ингредиентов для состава грунта, — фактура поверхности грунтовки. Если необходимо создать грунтовку очень гладкой фактуры, с мелом смешивается традиционная красная или белая железистая известковая глина.

Каолин (белая глина) — равноценно может использоваться с целью достижения того же эффекта. Если же требуется грубая, хорошо выраженная шероховатая фактура, вполне подойдут порошковая пемза, песок, мраморная крошка или известковая пыль. Вы можете экспериментировать со смесями и создавать грунтовку различных видов в зависимости от желаемого результата. Поскольку все эти добавки инертны, они не оказывают химического эффекта на слой краски и при условии хорошей связи в грунтовке и прочного соединения с жесткой основой сохраняют отличную устойчивость. (Они, конечно, могут добавляться в грунтовку на основе акриловой эмульсии.)

Процесс нанесения меловой грунтовки

Количество нанесенных слоев грунтовки — вопрос личностных предпочтений; однако она должна создавать гладкое, ровное покрытие яркого белого тона. Как правило, художники наносят от трех до семи слоев грунтовки. Степень ее абсорбции, как и напряжение, создаваемое связующим, увеличивается в зависимости от толщины слоя. Специалисты советуют наносить верхние слои грунтовки менее толстыми, чем нижние, чтобы избежать возникновения худших эффектов, свойственных натяжению в пленке. Для того чтобы свести к минимуму риск деформации доски, грунт следует наносить на обе стороны доски, а также на ее края (при этом задняя часть доски не требует такого же внимания, как лицевая).

Изоляция грунтовки

Описанный выше меловой грунт обладает достаточной впитывающей способностью и в некоторых видах техник нуждается в изоляции, чтобы в определенной степени ее снизить. Полностью абсорбирующая грунтовка способна впитывать все масло из состава масляных красок, оставляя на поверхности сухой, пылевидный пигмент, который плохо связан, чтобы быть устойчивым и долговечным. Среди изоляционных составов, которые можно наносить на жесткие основы тонким слоем, следует выделить разбавленное клеевое связующее и синтетические смоляные дисперсии. Герметик не должен растворяться составами, используемыми для разбавления последующих слоев масляной краски.

Подготовка грунтовки

Подготовка грунтовки

Изоляция грунтовки

Использование традиционного связующего и грунтовки

В XV веке Ченнини рекомендовал грунтовать доску практически так же, как было описано выше, хотя итальянские мастера вместо мела использовали гипс. Методика Ченнини включает два типа грунтовки.

  • Gesso grosso. Изготавливается в результате перемалывания затвердевшего гипса в порошок и смешивания его с клеевом связующем. Единственный слой грунтовки наносится с помощью шпателя.
  • Gesso sottile. В данном случае гипс пропитывается водой в течение месяца — смесь перемешивается каждый день перед перетиранием для получения инертного гипсового порошка. Отжатый порошок добавляется в горячий, но не кипящий раствор связующего. Несколько слоев наносятся перекрестно друг к другу.

Использование тканого покрытия

Ченнини рекомендовал покрывать проклеенную связующим доску тонкими полосками льняного холста («паволока»). Сначала их следует пропитать связующим, положить на поверхность доски и разгладить — обычно в местах соединения отдельных досок, — чтобы свести к минимуму риск образования трещин. Считается, что, покрыв всю поверхность доски кусками ткани небольших размеров, художник может уменьшить величину нагрузки, которую в результате сжатия испытывает вся доска, покрытая цельным полотном. На практике, если используется легкая льняная ткань свободного плетения, опасность сжатия невелика. В завершенной работе на поверхности доски, покрытой грунтовкой, ткань остается незаметной. При использовании доски, покрытой более тонким слоем современной акриловой или модифицированной маслом грунтовки на алкидной смоле, фактура ткани будет составлять неотъемлемую часть общего визуального характера доски, поэтому следует использовать цельный кусок ткани. Если основа представляет собой кусок жесткой древесно-волокнистой плиты, такой, как оргалит или фибровый картон, опасности образования трещин не существует. Некоторые специалисты считают, что ткань является вспомогательным и, в основном необязательным элементом доски, который может стать причиной образования таких дефектов, как вздутия и пузырьки на поверхности. Однако, если ткань достаточно легкая, вероятность таких изменений очень низкая.