Клей и гипс

ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЖИВОПИСИ на холсте или деревянной доске поверхности этих основ, как правило, требуют специально подготовленного покрытия, или грунтовочного слоя. Это и есть грунтовка, или грунт. В масляной живописи на досках грунт может представлять собой слой клеевого связующего и плотный слой гипса (левкас). Для акриловой живописи на холсте может применяться простой слой грунтовки на основе акриловой эмульсии. Разные техники и живописные материалы требуют применения грунтовок различных типов. Мы вкратце остановимся на них сейчас, а более детальную информацию вы сможете найти в разделах, посвященных разнообразным средствам для живописи.

Грунтовка выполняет три основные функции: вопервых, она изолирует основу от воздействия потенциально вредных для нее ингредиентов, содержащихся в составе красок. Это особенно важно для работы с масляной краской; по мнению специалистов, излишки масла, вьщеляемые краской и проникающие в волокна холста, окисляют целлюлозу и делают ее структуру более хрупкой, что в конечном итоге приводит к распаду волокон. В прошлом, однако, важность этой проблемы во многом переоценивалась. 

Во-вторых, с помощью грунтовки образуется поверхность, подготовленная к контакту с краской и обеспечивающая хорошую адгезию (т. е. сцепляемость). Поверхность должна обладать так называемым «зерном», т. е. определенной степенью рельефа, или фактуры, которая обусловливает прочную связь с частицами пигмента и необходимую степень абсорбции. Грунт с повышенной степенью впитывания («тянущий») в масляной живописи может впитывать основную часть масла из состава красок, создавая очень хрупкую пленку, которая подвержена разрушению и распаду. С другой стороны, при использовании грунтовки, обладающей «нулевой» степенью абсорбции, пленка краски, скорее всего, начнет отслаиваться.

В работах, выполненных прозрачными и полупрозрачными красками, грунтовка усиливает интенсивность цветов, образуя нижний отражающий слой белого тона.

Данный тип грунтовки состоит из слоя клеевого связующего и слоя гипса gesso. Gesso в переводе с итальянского языка означает «гипс»; но в живописи под понятием gesso подразумевается смесь гипса и клеевого связующего состава; эта смесь, собственно, и формирует поверхность для создания будущей картины. В течение столетий художники использовали также смесь мела и связующего, создавая эквивалент грунтовки gesso, поэтому в этой книге я использую термин gesso для обозначения как натуральной (гипсовой) грунтовки, так и для грунтовокна основе смеси мела и связующего (в России - левкас). Существуют различные способы смешивания и нанесения грунтовки. В этой книге я описал стандартный, современный метод, основанный на традиционной практике. Грунт на основе связующего и гипса обычно использовался в технике яичной темперы и масляной живописи на жестких основах; он не должен применяться на эластичных основах, поскольку характеризуется повышенной хрупкостью.

Клеевое связующее

Клеевое связующее изготавливается в результате смешивании сухого клея с водой. Клеи на основе нелицевой стороны шкуры кролика и шкур других животных (мездровый клей), как правило, предназначены для составления грунта, который состоит из связующего и гипса. Клей на основе кроликовой мездры отличается эластичностью и, высыхая, не создает значительного напряжения. Кроме того, может использоваться более очищенный желатин, который, однако, считается менее эффективным и более хрупким (в России в зависимости от качественных показат-лей желатин делится на следующие марки: желатин пищевой — К-13, К-10, К-9. П-11. П-9. П-7, желатин технический — Т-11. Т-9, Т-7, Т-4, Т-2,5).

Решающим фактором в определении прочности связующего состава является пропорция между сухим клеем и водой. Слишком густой клеевой состав создаст повышенное напряжение и спровоцирует образование трещин: чересчур разбавленный состав образует слабую, размягченную пленку. Основе с более пористой поверхностью потребуется более сильный, концентрированный раствор, чем необходимо для менее пористой поверхности. Работая на доске, я использую соотношение приблизительно 75-80 грамм на один литр воды. При использовании в качестве изолирующего слоя на холсте использую более слабый раствор — 30-35 грамм на литр воды.

Клей должен разбухнуть в холодной воде в течение ночи. Затем смесь осторожно подогревается в пароварке до горячего состояния (не следует кипятить раствор, так как это снижает прочность связующего).

Нанесение клеевого состава

Нанесите клей на лицевую, обратную стороны и края доски. Первый слой необходимо слегка разбавить, а следующие слои следует наносить неразбавленным составом. Пользуйтесь щетинной кистью и дайте возможность каждому слою полностью высохнуть перед нанесением грунтовки gesso.

Клей на эластичных основах

Несмотря на то, что грунтовку на основе клеевого связующего и гипса не рекомендуется использовать на эластичных основах, клеевой состав часто применяется в качестве изолирующего слоя на хлопчатобумажных и льняных холстах, но в этом случае его концентрация может быть существенно мягче в сравнении с концентрацией связующего для жестких основ. Клеевой связующий состав в значительной мере несет ответственность за весомую часть повреждений механического характера (например, образование трещин).