Другие виды жестких основ

Кроме основ из древесины, рынок художественных материалов предлагает множество альтернативных вариантов. Начиная приблизительно с XVI века медь, например, широко использовалась в качестве основы для живописи. Листовой металл (включая сталь) — достаточно тяжелый материал, его альтернативой стал листовой алюминий. В течение XX века дальнейшие разработки в области авиационной, аэронавигационной и железнодорожной индустрии привели к созданию сотовых алюминиевых панелей, в которых удачно сочетались такие характеристики, как стабильность размеров, долговечность и легкость. Этот вид материалов являлся отличной основой для живописи, художественных работ на виниле, а также в крупномасштабных фотографических проектах. 

Сотовые алюминиевые панели

Данный материал значительно легче фанеры: кроме того, он достаточно прочен и стабилен в отношении размеров. Он является очень практичной основой для живописи: не требует дополнительных мер по увеличению прочности и устойчивости. После обезжиривания и обработки наждачной бумагой эти материалы хорошо взаимодействуют с традиционными художественными грунтовками. Соответствующая грунтовка на основе алкидных полимеров, окрашенная титановым пигментом и модифицированная маслом, — весьма устойчивый материал для панелей, облицованных как алюминием, так и пластиком, усиленным стекловолокном (G.R.P.). Существует и альтернативный вариант: облицованная алюминием панель, покрытая напрямую двумя слоями акриловой грунтовки. Если необходимо создать фактуру ткани, они могут быть покрыты легкой материей свободного плетения, приклеенной с помощью любого рекомендованного производителем связующего; после чего ткань необходимо загрунтовать.

Сотовые алюминиевые панели, кроме того, широко используются в работе отделов консервации (реставрации) многих музеев мира в качестве защитного покрытия задников старой живописи на досках.

Сотоеые алюминиевые материалы

Сотоевые алюминиевые материалы

Листовой алюминий

Несмотря на то, что вышеописанные алюминиевые панели являются наилучшим материалом для рабочих основ в живописи, некоторые художники предпочитают пользоваться листовым алюминием. В этом случае он должен быть соответствующим образом подготовлен.

Листовой алюминий

Листовой алюминий

Первый этап подготовки — обезжиривание с использованием уайт-спирита, денатурата (этилового спирта, денатурированного метиловым спиртом) или соответствующего состава для удаления масла. После этого поверхность промывается и просушивается. Старайтесь избегать использования щелочных очистителей (основанных, например, на аммиаке), которые способны повредить структуру алюминия.

Обезжиренная панель затем покрывается кислотной заливкой (при использовании разбавленной фосфорной кислоты) или тщательно обрабатывается наждачной бумагой, чтобы обеспечить хорошее сопряжение с грунтовкой. Затем наносится очень тонкий слой травильной грунтовки. Так образуется прочное соединение между металлом и последующими слоями покрытия. Для использования внутри помещения подойдет красная железо-оксидная грунтовка: на открытом воздухе рекомендуется применять травильную грунтовку на основе тетроксихромата цинка. Затем с помощью двух слоев масляной грунтовки вы сможете создать поверхность, удовлетворяющую всем основным требованиям живописи.

Существует альтернативная методика: используйте двухчастный двухкомпонентный полиуретановый грунт в течение 24 часов после нанесения слоя мягкой травильной грунтовки. Компонент «А» полиуретанового покрытия состоит из насыщенных сложных эфиров. Компонент «В» содержит полимеры изоцианатов — ароматических или алифатических. (Последние должны использоваться в белых пигментах, поскольку тенденция к пожелтению у них выражена слабее.) В состав первого слоя следует добавить разбавители (15 процентов), а неразбавленный интенсивный слой должен наноситься позднее — в пределах от 6 до 24 часов. Обработайте затвердевший полиуретановый слой влажной и сухой наждачной бумагой, чтобы обеспечить необходимую степень сцепления.

Стекловолокно

Стекловолокно в составе плоской пленки не является характерным материалом для живописи на жестких основах: как правило, художники применяют его, чтобы сформировать конструкции со слабовыраженной фактурой.

Разработка сотовых алюминиевых панелей с облицовкой из пластика, усиленного стекловолокном (см. выше), привела к созданию новой, легкой и жесткой основы, которая впоследствии качественно грунтуется специально для осуществления разнообразных замыслов художника. Сначала следует обезжирить и зачистить поверхность влажной и сухой наждачной бумагой, а затем покрыть ее соответствующей грунтовкой для стекловолокна. Этот слой испаряется достаточно быстро и слегка размягчает поверхность, обеспечивая наиболее благоприятные условия для последующего нанесения грунтовки. Традиционная белая грунтовка на основе масла/смол дает удовлетворительные результаты при контакте с основой.

В поисках альтернативного варианта можно использовать полиуретановое покрытие, описанное в предыдущей главе. Такие покрытия содержат отвердители. которые реагируют с гидроксиловыми группами в гелиевом стекловолокнистом слое, что обусловливает очень прочную и долговечную связь элементов между собой. Известно, что свойства стекловолокна ухудшаются при воздействии ультрафиолетовых лучей, поэтому следует защитить его от прямого солнечного света.

Сталь

Мягкие сорта стали сначала подвергаются пескоструйной обработке, чтобы удалить даже малейшие следы ржавчины. Вслед за грунтовочным покрытием на основе ортофосфата цинка наносится слой густой краски, основанной на оксидах эпоксидной смолы или слюды; затем наносится двойное полиуретановое покрытие, которое обеспечивает неизменность характеристик основы даже при работе на открытом воздухе.

В качестве альтернативы после пескоструйной обработки поверхности можно нанести распылением цинковое покрытие и перед завершающим слоем — умеренный объем эпоксидной грунтовки. Оцинкованная сталь требует предварительной протравки перед нанесением грунтовки или краски.

Медь

Медь представляет собой мягкий материал, поэтому она может легко изгибаться и образовывать заусенцы и зазубрины.

Типы жестких основ

Типы жестких основ