Натуральная древесина

Если говорить о древесине, то преимущества жестких основ можно считать относительными, так как основной недостаток натурального дерева заключается в его способности к сжатию, расширению и деформации в зависимости от потерь влаги и ее поглощения из атмосферы. 

Если говорить о древесине, то преимущества жестких основ можно считать относительными, так как основной недостаток натурального дерева заключается в его способности к сжатию, расширению и деформации в зависимости от потерь влаги и ее поглощения из атмосферы. Существуют два основных вида древесины:

  • мягкие породы древесины — главным образом, древесины хвойных пород группы голосемянных. Они обладают крупными продолговатыми клетками, часто содержат большой объем смол и склонны к быстрому старению и разрушению;
  • твердые породы древесины — на основе широколистных видов. Это могут быть листопадные или вечнозеленые деревья, которые принадлежат к группе покрытосемянных. По сравнению с древесиной мягких пород они обладают более короткими волокнами, большей прочностью и сопротивляемостью к образованию влажной гнили.

Сырьем для высококачественных деревянных досок и панелей, как правило, служат твердые породы древесины, поставляемые из стран с умеренным и тропическим климатом. Тем не менее иногда используются и мягкие породы.

Процесс сушки

Процесс сушки может снизить опасность сжатия и деформации древесины. В течение этого процесса содержание влаги в древесине уменьшается до уровня влажности атмосферы. Применяются два основных метода:

  • воздушная сушка, в процессе которой деревянные доски складывают в горизонтальном положении и прокладывают тонкими брусками, что-бы обеспечить естественную и свободную циркуляцию воздуха;
  • сушка в печи, когда древесина подвергается нагреванию. В течение этого процесса влага удаляется значительно быстрее; но специалисты считают, что — в длительной перспективе — сушка в печи менее эффективна, чем воздушная.

Древесина обладает чрезвычайно разнообразной структурой, а абсорбционная способность, т. е. степень поглощения влаги, может варьироваться даже в пределах одной деревянной доски; этому способствуют различия между весенними и поздними клеточными слоями дерева, заболонью и ядровой древесиной, направлением волокон.

Раскрой лесоматериалов

Основная часть лесоматериалов разрезается с помощью пил. Бревна разрезаются обычным (продольным) способом по всей длине. Однако древесина, обрезанная этим методом, демонстрирует устойчивую тенденцию к деформации. Напротив, доски, изготовленные в результате радиальной распиловки, наиболее прочны и стабильны.

Старый, испытанный способ радиальной распиловки дает наилучшие результаты, хотя при этом образуется больше отходов, так как край каждой доски приходится обтесывать. В настоящее время доски радиальной распиловки представляют собой наиболее коммерчески оправданный компромисс. Именно они должны всегда использоваться в изготовлении панелей-досок для живописи.

Радиальная распиловка Волокна Волокна

Современная технология радиальной распиловки. Эффекты волокон на доске.

На досках, обрезанных обычным способом, направление волокон образует сравнительно небольшой уклон к поверхности (верхняя иллюстрация).

Использование древесины вторичной переработки

Учитывая, что процесс естественной сушки может продолжаться в течение нескольких лет, некоторые художники предпочитают работать на досках из старой древесины или вторичного сырья при условии, что оно не содержит червоточин и сопротивляется образованию гнили. Однако даже хорошо высушенная древесина подвержена деформации; несмотря на то, что деформацией вдоль волокон древесины можно пренебречь, результат деформации в поперечном волокну направлении может оказаться крайне негативным. Радиальные разрывы и паутина трещин имеют тенденцию к развитию и представляют наиболее важную проблему, связанную с использованием досок из старой древесины. Результат этих явлений может стать разрушительным, если деформация древесины вызовет появление трещин в хрупкой пленке краски (см. раздел «Консервация и обрамление работ»). Тем не менее остается надежда, что пленка краски будет достаточно эластичной, а выдержанная древесина окажется значительно более стабильной и менее «агрессивной», чем ее свежие, не высушенные виды особенно при хранении в условиях умеренных и постоянных температур и влажности.

Изгиб и поперечное коробление

Изгиб и поперечное коробление

Доска может подвергаться поперечному короблению (левая иллюстрация) и прогибаться вдоль волокна древесины (правая иллюстрация); это вызывает искривление формы доски.

Из истории живописи на деревянной доске

В живописи прошлых веков использовался широкий диапазон древесины. Хорошо сохранилась живопись на кедровых досках; а деревянные доски-панели применялись практически повсеместно в Италии вплоть до XIV века.

Художник Ченнини (XV век) в своем сочинении «Книга искусств» («II Libra dell'Arte») настойчиво рекомендовал использовать тополь, который получил широкое распространение вместе с липой и ивой. Среди других используемых видов можно отметить липу, березу, каштан и грецкий орех. В Голландии и других регионах Северной Европы был особенно популярен дуб, благодаря своей прочности и устойчивости к условиям влажного климата.

В результате исследования 1100 живописных работ раннего Ренессанса в Европе было обнаружено, что 560 фламандских и 80 немецких картин выполнены на дубовых основах. Изучение дубовой доски, использовавшейся фламандским художником Ван Эйком, показало, что, качественно покрытая с оборотной стороны клеевым грунтом и паклей, а также черным лаком, она обладает «иммунитетом» к образованию червоточин и прекрасно сохранилась до наших дней.

Изготовление досок для живописи

Существуют различные способы соединения деревянных досок в единую конструкцию — основу для живописи. Для крепления досок между собой могут быть применены шпунтовое или зигзаговое соединения либо использованы деревянные шпонки и соединение «двойным ласточкиным хвостом». Доски могут быть зафиксированы струбцинами, после нанесения клеевого состава, специально предназначенного для древесины. В прошлом использовался клей на основе извести и сыра (казеин): известны образцы досок, которые были соединены подобным образом и сохранили прочность до нашего времени.

Соединение встык

Упрочнение доски Дополнительные элементы

Соединение внешних краев встык

Подгонка по направлению волокон
Если есть возможность, применяйте хорошо высушенные доски радиальной распиловки; соедините их так, чтобы края досок подходили друг другу: край одной доски из ядровой древесины с краем другой доски, также из ядровой древесины; край внешней древесины (заболонь) одной доски с краем внешней древесины другой доски (см. иллюстрацию).
Упрочнение доски. Чем больше площадь контакта в месте соединения досок, тем лучше: шпунтовое соединение (верхняя иллюстрация) обладает меньшей площадью поверхностного контакта, чем вырез в форме зигзага (иллюстрация чуть ниже).
Край одной доски из ядровой древесины с краем другой доски из ядровой древесины
Использование дополнительных элементов упрочнения. Доски соединяются между собой с помощью «двойных ласточкиных хвостов» (верхняя иллюстрация), которые вставляются в задней части досок или при использовании деревянных шпонок (иллюстрация чуть ниже).

Ченнини рекомендовал перед подготовкой доски к процессу живописи обработать доску рубанком для полного обезжиривания поверхности, заполнить пустоты сучков древесными опилками и клеем, а также накрыть гвозди (в старых досках) оловянной фольгой (станиолем).