Как собрать подрамник и натянуть холст

Большинство художников приобретают рулоны чистого, негрунтованного холста подходящего веса и обработанного производителем, подрамники: при этом они предпочитают самостоятельно и вручную собирать данные элементы в единое целое. Необходимо убедиться в прочности составных частей подрамника, их способности удерживать картину конкретных размеров.

Натягивание холста 1 Натягивание холста 2 Натягивание холста 3 Натягивание холста 4 Натягивание холста 5 Натягивание холста 6

1 Соберите элементы подрамника в единую конструкцию и отрежьте холст по периметру подрамника, предусмотрев «запас» холста для загиба и крепления.
2 В центральной части одной из длинных планок подрамника закрепите холст с помощью трех скоб.
3 Тем же способом закрепите холст на противоположной стороне (а затем посередине двух других планок). Закрепите холст на каждом из углов временными скобами.
4 Закрепите холст несколькими скобами в направлении от центра к углу каждой планки подрамника так, как показано на иллюстрации. Удалите временные скобы с углов.
5 В каждом углу соберите холст в две складки; одну складку накройте другой и прикрепите холст к подрамнику с помощью скоб. Таким образом вы обеспечите равную степень натяжения на всем пространстве холста (включая углы).
6 Правильно вбейте в подрамник клинья и убедитесь в том, что направление волокон на клиньях не параллельно планке подрамника.

Раскисление (нейтрализация кислот)

Как уже упоминалось, что льняной холст должен быть дегофрирован (т. е. пройти стадию удаления эффекта волн). Его необходимо натянуть, смочить, просушить и затем снова натянуть перед процессом грунтования. Разработан и другой эффективный процесс, который, как показало исследование, проведенное специалистами Института Куртолда (Courtauld Institute) в Лондоне, — способен увеличить вдвое продолжительность жизни полотна: это — процесс раскисления или нейтрализации кислот в составе холста.

Существуют специальные средства для нейтрализации кислот, но все они довольно дороги для обработки холстов крупных размеров. Есть простейшая альтернатива — нанести кистью, распылителем в аэрозоли или пропитать холст растворами гидроксида кальция или бикарбоната магния. Они просты в приготовлении, доступны и нетоксичны.

Использование гидроксида кальция

Размешайте 2 грамма свежего гидроксида кальция в 1 литре дистиллированной воды и дайте раствору возможность отстояться. Затем слейте раствор с осадка или профильтруйте его, чтобы он стал чистым и прозрачным. Раствор годен к использованию приблизительно в течение недели при условии хранения в плотно закрытых стеклянных или полиуретановых емкостях.

Использование карбоната магния

Смешайте 9 грамм гидроксида магния или — что несколько хуже — 1,5 грамма светлого карбоната магния (лабораторного качества) с 0,5 литра дистиллированной воды и влейте раствор в сифон.

Грунтование холста

После натягивания холста его необходимо загрунтовать. Очень важно соблюдать именно этот порядок работы: если загрунтовать холст перед натягиванием на подрамник, слой грунтовки создаст дополнительное напряжение, которое в сухой среде будет возрастать.

С другой стороны, при грунтовании уже натянутого холста сама грунтовка не подвергается каким-либо негативным воздействиям, а напряжение в типичной картине будет ограничено приблизительно до 0,2 процента. Процесс грунтования основ для масляной живописи можно разделить на две части: проклеивание и нанесение грунтовки.

Обработка холста клеевым составом (проклеивание)

По мнению специалистов, обработка холста клеевым составом защищает его от вредного окисляющего воздействия масел в слоях грунтовки или красок. Впрочем, содержание масел в масляных грунтах составляет лишь 12 процентов, поэтому они никак не могут представлять собой серьезную проблему. Лен разрушается благодаря окислению в условиях света или темноты и нет никаких оснований полагать, что связующее значительно замедляет процесс его деградации. Кроме того, высказывается мнение, что клеевой состав препятствует прохождению компонентов грунтовки на обратную сторону льняного холста.

Температура связующего

В течение XIX века, когда процесс изготовления льняных холстов полностью перешел от самих художников под контроль мелких производителей и торговцев красками, последние стали наносить клей в виде холодного геля, который создавал эффективную поверхностную герметику и обусловливал возможность нанесения очень тонких слоев масляной грунтовки на основе свинцовых белил и мела. Тем не менее, если картина попадала во влажную среду, грунтовка вместе с нанесенными на ее поверхность красками просто «отпадала» от проклейки. Специалисты утверждают, что клей следует наносить в холодном или слегка теплом (но не горячем!) состоянии, чтобы не допустить его впитывание волокнами холста. И опятьтаки нет никакой серьезной и достаточной информации о вредных последствиях применения горячего проклеивания. На самом деле, бывают случаи, когда «поведение» клея можно расценивать как балансирующий фактор, сглаживающий изменения, испытываемые холстом в условиях варьирующихся значений влажности. По мере увеличения влажности клей смягчается и разбухает: поэтому в процессе сжатия холста при величине относительной влажности (RH) 85% клей в пределах волокон холста начинает противодействовать этому напряжению.

Сжатие

Основной проблемой, связанной с применением гигроскопичных клеев в качестве составного элемента всей системы картины, являются сухие условия, которые по сравнению с влажными наиболее типичны для живописи. Если холст покрыт плотным слоем клея (достаточно плотным, чтобы считать его отдельным, обособленным слоем), он становится наиболее мощным компонентом всей образующейся системы. В этих условиях холст находится в расслабленном состоянии, слой клея — активен и чрезвычайно напряжен, а слои красок испытывает лишь незначительную нагрузку.

Проеклеивание

Нанесение клея на холст.

Нанесите на поверхность холста теплый клеевой состав с помощью широкой щетинной кисти.

В результате сжатия клеевого слоя происходит натяжение холста и усиливается нагрузка в слое красок, что вызывает образование трещин в пленке и отслаивание красок. Эта проблема очень характерна для огромного числа картин XIX века.