Другие виды эластичных основ

Художники использовали в прошлом множество эластичных основ: пергамент, веленевая бумага (восковка) и др. В настоящее время эти материалы не применяются. Тем не менее появились новые синтетические основы, такие, как полиэстровая парусина, демонстрирующие великолепные характеристики.

Полиэстровая ткань

В производстве холстов для живописи используется целый ряд синтетических тканей, включая полипропилен, нейлон и полиэстр. Наиболее качественным среди них оказался полиэстр, обладающий превосходной адгезией к краске. Полиэстр выпускается в широком весовом диапазоне — от 20 г/м2 до 540 г/м2, и, несмотря на то, что ширина стандартного полиэстра составляет лишь 90 см, у производителей парусины можно приобрести полотно шириной 2 метра. Парусина из полиэстра — гладкотканый материал очень плотного плетения и потому он чрезвычайно прочен. По окончании процесса плетения полотно подвергается нагреванию, в результате чего каждая прядь сжимается необратимо, образуя более плотную и устойчивую в отношении размеров ткань. При использовании в качестве паруса такая ткань покрывается смоляным составом, но как основа для живописи она используется без какого-либо покрытия и отделки.

Характеристики полиэстра

Полиэстровая ткань обладает качествами, которых нет у известных нам льна и хлопчатника. Во-первых, ей свойственна более высокая прочность и долговечность, а также значительная степень сопротивляемости агрессивному воздействию кислот Во-вторых, он впитывает небольшой объем влаги — всего 0,4 процента воды в условиях относительной влажности 65 процентов (для сравнения, у льняного холста этот показатель равен 12 %). В-третьих, полиэстр имеет исключительную устойчивость и стабильность в отношении размеров. И, наконец, в-четвертых, полиэстр обладает хорошим восстановлением.

Лучшей основой для живописи является прочная, упругая ткань, обладающая значительным сопротивлением растяжению (т. е. не теряющая своей первоначальной формы), и в этом отношении полиэстр намного превосходит традиционные основы. Он обладает хорошим сопротивлением растяжению, но при этом сохраняет свою эластичность. Это — желанная и принципиально важная характеристика, поскольку такому жесткому материалу, как полиэстр, требуются более низкие величины нагрузок и напряжения (по сравнению с менее жесткими льном или хлопчатником), чтобы достичь уровня натяжения, необходимого для ткани, которая используется в качестве основы. Ожидаемый эффект заключается в снижении величины напряжения в слоях красок при меньших нагрузках, возникающих в слоях связующего или масла в периоды, когда падает значение относительной влажности.

Единственный фактор, который настораживает производителей художественных материалов (и. следовательно, препятствует распространению полиэстрового холста в качестве основы для живописи), это — фактура плетения, заметно отличающаяся от фактур традиционных основ. Некоторые виды ткани покрыты поверхностным ворсом, который способствует хорошей адгезии при работе густыми, плотными живописными материалами. Кроме того, художник может зачистить этот ворс наждачной бумагой между слоями грунтовки.

Натягивание полиэстрового холста

Процесс натягивания полиэстрового холста практически аналогичен процессу натягивания льняного или хлопчатобумажного холстов.