Сравнение хлопчатобумажного и льняного холстов

По мнению многих, хлопчатобумажный холст по своим характеристикам значительно уступает льняному: любой художник, который дорожит качеством выполненной работы откажется от его использования. В действительности такая точка зрения имеет под собой очень мало оснований.

Бесспорно, льняные волокна, используемые для изготовления холста, существенно длиннее и прочнее волокон хлопчатника. Льняной холст в сопоставлении с хлопчатобумажным демонстрирует высокую устойчивость в отношении размеров, обладает меньшей деформативностью (т. е. степенью деформации) на единицу силы. Разумеется, художник, выбирающий между хлопчатобумажным и льняным видами холста, предпочтет последний. Однако факты говорят о следующем: плотный хлопчатобумажный холст хорошего качества — «с ткацкого станка» и весом 410–510 г/м2 — вполне приемлемая основа для выполнения светостойких живописных работ. Очень жаль, что производители готовых холстов используют хлопчатобумажную ткань низкого качества в производстве своей второсортной продукции. Именно этим объясняется растущее несоответствие в качестве между льняным и хлопчатобумажным холстами; в результате у художников складывается неблагоприятное и ложное представление о хлопчатобумажном холсте — оно неверно и отталкивает многих художников даже от попытки испытать холст в своей работе.

Сравнение химических и физических свойств

Между хлопком и льном существуют очевидные сходства. Простейшие основные единицы этих материалов идентичны. Если говорить о химическом составе, каждый из них состоит из целлюлозы. Хлопок и лен в сухом и влажном состоянии обладают схожей прочностью, а также быстрым влагопоглощением. Существующая между волокнами разница заключена в ориентации кристаллитов целлюлозы. Более высокая ориентация кристаллитов в волокнах льна обусловливает их значительную прочность и гладкость; впрочем, эти преимущества нивелируются их повышенной чувствительностью к абразивному истиранию. Более того, степень чувствительности существенно увеличивается во влажном льне.

Фактура и прочность

В гладкотканом полотне, используемом большинством художников, лен и хлопок обнаруживают совершенно различные виды фактурной поверхности. Лен обладает выраженной и характерной фактурой; она по сравнению с фактурой хлопка более разнообразна и зависит от веса и плотности плетения, а также длины волокон, которые использовались в изготовлении пряжи. Хлопчатобумажный холст способствует созданию более однородных видов фактуры; в соответствии с критериями качества, принятыми среди художников, он выткан более плотно и поэтому значительно тяжелее льняного.

В свою очередь, легкий хлопчатобумажный холст в сравнении с легким льняным менее прочен. Как правило, льняной холст более легких видов используется чаще хлопчатобумажного, так как тяжелый хлопчатобумажный (парусиновый) холст весом 410–510 г/м2 может быть так же прочен, как обычный льняной. В действительности, как показывает практика, более толстые виды пряжи (образующие, например, хлопчатобумажное полотно) деградируют медленнее, чем тонкие виды.

Деградация (ухудшение свойств)

Фактически степень деградации под воздействием света у хлопка меньше, чем у льна.

Холсты

Типы льняного и хлопчатобумажного холстов