Хлопчатобумажный холст

Хлопок

Хлопок начал широко использоваться в качестве текстильной основы для живописи только с 30-х годов XX века. Несмотря на более скромную по сравнению с традиционным льном популярность, хлопчатобумажный холст хорошего качества предоставляет художнику вполне приемлемую рабочую основу. В основном такой холст производится из двух разновидностей хлопчатника — растений Gossypium hirsutum и Gossypium barbadense. Растения культивируются один раз в год (продолжительность цикла составляет 175–225 дней) и достигают высоты от 25 см до 2 метров. Волокна хлопчатника представляют собой волокна ворса его семян — пушистые волоски, открывающиеся при расщеплении семенной коробочки.

хлопок

Семенная коробочка хлопка

В отличие от длинных волокон льна (так называемый «луб»), которые связаны между собой пектинами в составе стебля, волокно хлопчатника приходится отделять от семян механическим способом — этот процесс называется «очистка хлопка». Затем волокна подвергаются сжатию и образуют так называемые «кипы», после чего начинается процесс прядения и плетения полотна.

Лучший сорт хлопчатника выращивается в США (там этот вид называется sea island cotton); он обладает наиболее длинными волокнами (штапель). Их максимальная длина колеблется между 40 и 55 мм. Средняя длина штапеля, произведенного в США. обычно равна 25–30 мм.

Процесс производства

Высококачественный хлопчатобумажный холст представляет собой холст, что называется, «с ткацкого станка»: он не подвергается типичным методам отделки, которые используются при изготовлении большинства видов тканей бытового и промышленного назначения. Обработка такого рода основывается, как правило, на смоляных отделочных составах (несмотря на то, что используемые продукты не всегда являются исключительно смолами) и придает натуральному волокну устойчивость к сжатию и образованию складок и морщин. Поэтому натуральные волокна способны успешно конкурировать с синтетическими.

Существуют два основных метода обработки натуральных волокон. Первый заключается в осаждении химических элементов на волокнах посредством поликонденсации; второй — в применении химического элемента, вступающего в реакцию с целлюлозой волокна. При этом к положительным качествам — снижению тенденции к образованию складок и морщин, а также увеличению устойчивости в отношении размеров — добавляются такие, как повышенная хрупкость и ломкость волокна, а также потеря прочности на растяжение и сопротивления истиранию. Несмотря на то, что эти негативные изменения могут быть нейтрализованы в результате воздействия дополнительных химикатов, они по-прежнему дают серьезные основания (как химического, так и физического рода) для отказа от применения в живописи холстов подобной обработки.

Удаление дефектов с хлопчатобумажного холста

Хлопок не обладает высоким показателем упругого восстановления (эластичностью), что осложняет процесс удаления с натянутого холста случай-ных механических повреждений в виде вздутий и других характерных дефектов. Тем не менее в условиях мастерской художник может снизить риск и исправить небольшие выпуклости, слегка смочив обратную сторону холста водой.