Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Льняной холст | Эластичные основы
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Льняной холст

Термин «холст» применяется ко всем типам натянутой ткани, традиционно используемой художниками в качестве рабочих основ; они включают льняную, хлопчатобумажную и синтезированные человеком материалы, такие, как полиэстр. Шелк, пенька (конопля) и джут также использовались в прошлом. Начиная с XV века холст является очень популярной основой и остается таковым в наши дни, несмотря на то, что он нуждается в более пристальном внимании, осторожном обращении. 

Лен

Льняной холст изготавливается из волокон растения Linum usitatissimum. Вид льна, волокно которого служит сырьем для холста, обладает длинным стеблем и почти не имеет ветвей в сравнении с масленичным видом, используемым для получения льняного масла. Последний характеризуется более коротким и разветвленным стеблем, а также более крупными семенами. Текстильный лен выращивается во всем мире, а Россия является его крупнейшим производителем. Считается, что в странах Запада лен высшего качества произрастает в провинциальных районах на «полоске» земли шириной 200 км, простирающейся от нижней Нормандии к Пикардии, Фландрии и далее в Голландию, которая сохранила богатейшие традиции выращивания льна.

Лен

Лен

Вегетационный период составляет приблизительно 100 дней; лен засевают в конце марта и собирают с июля до августа. Его не срезают, а скорее вытягивают из почвы, чтобы наиболее эффективно использовать длинные волокна льна, которые уходят глубоко в корень растения. В период созревания сперва наблюдается зеленая, затем желтая, темно-зеленая и, наконец, коричневая окраска. Высококачественное волокно производится из желтого растения.

Процесс производства

После удаления семян — процесса, называемого «чесание льна», — растение замачивается, т. е. подвергается разложению, чтобы разрушить структуру пектинов, связывающих волокна в единое целое. В процессе росения (или стлания) льна растение оставляют на полях для естественного разложения и гниения под воздействием росы и солнечного тепла; этот процесс занимает о 3 до 5 недель. При водной мочке лен пропитывается теплой водой при температуре 37°С в емкостях на протяжении 3–5 дней. После высыхания в течение 8–14 дней в копнах лен проходит стадию трепания, во время которой волокно отделяется от древесных отходов — костры. В течение этого процесса солома перерабатывается деревянными разрыхлительными валиками, затем перетирается и взбивается с помощью стальных лопаток турбины (трепальным билом). В результате образуются длинные волокна льна — от 60 до 90 см, и короткие льняные волокна, или очес, длиной от 10 до 15 см. Затем наступает стадия чесания льна, в течение которого происходит отделение длинных волокон от коротких (очес). Кроме того, длинные волокна образуют по отношению друг к другу параллельную направленность. Также удаляются любые оставшиеся отходы. Затем льняное волокно натягивается несколько раз до образования ровницы, которая, в свою очередь, наматывается на катушки-бобины. Ровница представляет собой очень тонкие, слегка закрученные пряди льняного волокна. Именно из ровницы изготавливается пряжа.

Варианты фактур

Существуют два метода прядения — сухое и мокрое. Оба метода оказывают значительное влияние на характер тканной льняной поверхности. Процессам сухого и мокрого прядения могут подвергаться как длинные (линейные), так и короткие (очес) волокна. Процесс мокрого прядения, во время которого ровница пропитывается теплой водой (60–70 °С) при постоянном скручивании, размягчает структуру пектинов, находящихся между короткими (6–60 мм) жилками-фибриллами в пределах нити волокна. Эти жилки скользят и переплетаются благодаря растягивающему и скручивающему действиям процесса прядения и образуют прочную, глянцевитую и слегка блестящую пряжу. В результате сухого прядения формируется пряжа более грубой структуры. Очесы, обработанные в процессе сухого прядения, имеют несколько больший объем ворса по сравнению с длинными волокнами той же обработки.

Используя пряжу различных видов, в течение прядения можно добиться многочисленных визуальных изменений основы полотна, т. е. нитей пряжи вдоль его длины, и утка — пряжи, проходящей в поперечном направлении. В изготовлении высококачественного холста для художников, важнейшим свойством которого является стабильность конечного продукта, основа и уток должны производится из пряжи одного вида. Наиболее прочный и стабильный льняной холст изготавливается с использованием длинных (линейных) волокон мокрого прядения как в основе, так и в утке. Такой холст обладает гладкой и «твердой» поверхностью без ворса; его фактура продиктована толщиной и весом пряжи.

В процессе плетения нитка основы испытывает значительное напряжение; переплетающий ее уток натягивается в меньшей степени. Если натяжение нити-основы ослабевает, она образует волну, что увеличивает ее растяжимость в сравнении с утком (когда холст натягивается, что называется, сразу «с ткацкого станка»). Для того чтобы избежать образования волны и распрямить пряжу, холст должен пройти стадию дегофрирования (т. е. снятия эффекта волн). Его необходимо натянуть, увлажнить и просушить. Затем следует снять холст с подрамника и натянуть его снова перед процессом нанесения связующего и/или грунтовки. Эта процедура заслуживает пристального внимания, так как способствует формированию более стабильной и устойчивой (в отношении размеров) ткани, которая после второго натяжения будет иметь более ровное напряжение на любом участке. Данная процедура, кроме того, в какой-то степени нейтрализует коэффициент релаксации напряжения, свойственный льняному холсту. Этот эффект заключается в том, что напряжение в структуре натянутого холста естественным образом ослабевает, если этому не оказывать определенное противодействие. В масляной живописи это явление не столь очевидно, поскольку ослаблению напряжения холста противостоит естественное сокращение масляной пленки; однако оно становится заметным при использовании на холсте акриловых красок.