Бумага 1

drawing02 На рынке художественных материалов широко представлены разнообразные виды бумаги из многих стран мира, отличающиеся типом поверхности и характером фактуры, размерами, весом и тональностью. Они представляют собой практически неиссякаемый источник материалов для работы художника. Сначала такое многообразие может его обескуражить, но постепенно здоровый рационализм помогает художнику превратить весь этот разноликий «бумажный» мир в упорядоченную систему. 

Сырье

Основное сырье для бумаги — целлюлозное волокно, источником которого служит широкий диапазон растений. Растительное волокно перерабатывается в бумажную массу (пульпу), а определенные потенциально опасные и вредные вещества удаляются до начала процесса отлива листовой формы — собственно бумаги.

Различные растительные волокна обладают чрезвычайно разнообразными характеристиками, которые оказывают серьезное влияние на свойства и визуальные особенности бумаги. Высококачественные виды бумаги на Западе традиционно изготавливались из льняной ветоши. По мнению специалистов, льняное волокно прочнее хлопкового или любого другого альтернативного растительного волокна; но в настоящее время бумагу на основе чистого льна (с характерным для него натуральным цветом) можно найти крайне редко. Сейчас большинство производителей бумаги применяют хлопок, тогда как в прошлом хлопок использовался в виде обрезков хлопчатобумажной ткани от раскроя сорочек или в виде любой другой продукции — отходов текстильной и легкой промышленности (использовались даже предметы одежды, предварительно «избавленные» от пуговиц). Разработка искусственных видов волокна, таких, как нейлон, вискоза, искусственный шелк и других, а также их применение в составе хлопковых тканей сделало ветошь непригодной для производства бумаги, так как волокна этих искусственных материалов вызывают образование нежеланных прозрачных пятен в структуре бумажного листа.

В наше время для производства бумаги используется хлопковый пух, или линт. Он представляет собой волокно, остающееся на семенах после того, как были собраны наиболее длинные (от 2 до 6 см) волокна, применяемые для изготовления пряжи. Линт варьируется по длине в пределах от 2 до 6 мм в зависимости от количества срезов: при первом срезе получают наиболее длинные волокна, при четвертом срезе — самые короткие. Чем длиннее волокна, тем прочнее бумага. Линт наивысшего качества поставляется из южных районов Соединенных Штатов и Египта, и, как правило, производители бумаги приобретают его в форме отбеленных листов (как и древесную массу). Результаты отбеливания к этому времени исчезают, но некоторые производители осуществляют тестирование листов каждой поставляемой партии на предмет выцветания (обесцвечивания) и присутствия примесей с помощью ксеноновых ламп.

Другим типичным сырьем для производства бумаги является перетертая древесина — древесная масса. В прошлом ее не рекомендовали к использованию в качестве материала для высококачественных сортов бумаги, поскольку в ее составе содержались вредные желтеющие вещества, такие, как лигнин. Однако с организацией и вводом линий по производству фотографической бумаги потребовалась разработка новых, значительно более чистых составов древесной массы, и в настоящий момент так называемая «древесная целлюлоза» (изготавливается из химической древесной пульпы) может конкурировать с бумагой из хлопка по параметрам долговечности и прочности; на рынке появилась и хорошо зарекомендовала себя высокочистая акварельная бумага на основе древесной целлюлозы (например, марки Bockingford). При изготовлении некоторых видов акварельной бумаги используется смесь хлопкового линта и отходов производства чистой длинноволоконной пряжи хлопкопрядильных фабрик. Некоторые производители бумаги ручного отлива применяют в составе пульпы смесь натурального льна/хлопка.

Для производства бумаги «восточных» сортов используется широкий спектр растительных волокон: от коротковолоконного gampi (Wickstroemia shikoklana), дающего тонкую прозрач-ную бумагу с изящной гладкой отделкой, до длинноволоконного высокопрочного mitsumata (Edgeworthia papyrifera). Восточные виды бумаги проклеиваются растительными связующими веществами, изготовленными из мякоти растений и овощей.

Процесс производства

Вода играет огромную роль в производстве бумаги, и по этой причине многие крупные бумажные комбинаты расположены в непосредственной близости от ее естественного источника. Речная вода в районах известняковых почв и холмов отличается высокой чистотой и перед использованием требует лишь механической фильтрации.

Превращение в бумажную (волокнистую) массу

Листы хлопкового линта или древесной массы поступают в гидроразрыватель (или бракомол) с водой и перемешиваются в течение 10 минут до образования взвеси волокон и воды. Данная взвесь накачивается в накопитель для хранения и затем проходит в «мельницу», т. е. через систему очистителей-рафинеров — агрегатов конической формы с фиксированным внешним конусом, к которому с внутренней стороны прикреплены металлические стержни. Внутренний конус вращается и может передвигаться, поэтому расстояние между вращающимися стержнями на внешней поверхности и фиксированными стержнями внутри внешнего конуса можно тщательно и с точностью контролировать. Взвесь волокон и воды проходит между стержнями и подвергается легкой или тяжелой обработке в зависимости от требуемого типа конечной продукции. Процесс размола контролирует длину волокон и количество отдельных нитей, на которые расщепляется волокно. Эти тончайшие ниточки, вычесываемые из каждого основного и более крупного волокна, объединяются с нитями других волокон и в результате обусловливают прочность бумаги.

Что касается бумаги ручного изготовления (ее еще называют бумагой ручного отлива), то в процессе ее производства стадии образования волокнистой массы и размола совмещены; в процессе используется «ролл» — размольный станок (взбиватель) Hollander, чтобы измельчить массу и модифицировать волокна. Это позволяет лучше контролировать весь процесс размола.