ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА ЭТОГО РАЗДЕЛА — рабочая основа (на которую удожник наносит свои краски) и действия, направленные на качественную подготовку ее к процессу живописи. В течение многих веков для воплощения своих замыслов художники обращались к основам самых разнообразных видов, включая камень, стекло, древесину и холст. Следует обратить внимание на комментарии, касающиеся ухудшения характеристик основ и грунтовок, их разложения и последующего разрушения — они даны в разделе «Консервация»; с помощью этой информации, возможно, вам удастся избежать коварных «ловушек» при подготовке рабочей основы. 

  • Жесткие основы

    РАБОЧАЯ ОСНОВА ДЛЯ ЖИВОПИСИ — это структура, образующая в картине прочную связь со слоями грунтовки и красок. Основы могут быть жесткими (такими, как деревянная доска или алюминий) и гибкими (как бумага или холст). Если предполагается, что пленка краски должна оставаться неподвижной и неприкасаемой, то рабочая основа, в свою очередь, должна обладать хорошей стабильностью, устойчивостью (в отношении размеров) и долговечностью. Основное преимущество использования действительно жесткой основы заключается в том, что она не вызывает растяжения и не создает нагрузок в слоях краски. Поэтому вы имеете возможность контролировать лишь непосредственно деформацию пленки краски, а не взаимовлияние деформаций пленки и основы. В результате снижается риск образования трещин, а художнику предоставляется свобода в обращении с красками; перед ним открываются новые горизонты — разумеется, в пределах существующих в живописи правил.

  • Эластичные основы

    ВОЗМОЖНО, ОТДАВАЯ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ЖЕСТКИМ ОСНОВАМ, художники думают о собственных интересах в долгосрочной перспективе. Однако есть какая-то необъяснимая притягательность в самом качестве бумаги и эластичности холста, перед которыми просто невозможно устоять. Работы крупных размеров, кроме того, гораздо удобнее выполнять на натянутом на подрамник холсте. 

  • Грунты

    ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЖИВОПИСИ на холсте или деревянной доске поверхности этих основ, как правило, требуют специально подготовленного покрытия, или грунтовочного слоя. Это и есть грунтовка, или грунт. В масляной живописи на досках грунт может представлять собой слой клеевого связующего и плотный слой гипса (левкас). Для акриловой живописи на холсте может применяться простой слой грунтовки на основе акриловой эмульсии. Разные техники и живописные материалы требуют применения грунтовок различных типов. Мы вкратце остановимся на них сейчас, а более детальную информацию вы сможете найти в разделах, посвященных разнообразным средствам для живописи.