Выставочная деятельность

СКОЛЬКО БЫ РАЗ НИ ВЫСТАВЛЯЛИСЬ КАРТИНЫ художника, для него это всегда бесценный опыт. Он предоставляет художнику волнующую и захватывающую возможность увидеть собственную работу в соответствующем оформлении в условиях ясного, хорошо организованного и упорядоченного пространства галереи. Художник может заметить ограниченность, недостатки и сильные стороны своей картины. Большинство выставок проводится в галереях, но существуют и постоянно обнаруживаются другие возможности для демонстрации картин — нередко в составе группы художников. Крупные публичные художественные проекты создают необходимые предпосылки для показа своих работ широкой аудитории.

Выставки в галереях

Большим достижением для художника, намеревающегося стать настоящим профессионалом, является организация персональной выставки в какой-либо крупной и хорошо известной галерее. И в самом деле, если художник показал свои работы на выставке хотя бы однажды, перспектива будущих выставок становится более вероятной. Это происходит потому, что художественное сообщество относительно невелико и любая информация о каких-либо серьезных или ошеломительных новинках в области изобразительного искусства распространяется в нем очень быстро: галереи проявляют живейший интерес к организации показа подобных работ. В любой момент времени во всех крупных городах мира всегда существует целый ряд галерей, которые находятся на пике популярности, известности и т. д. — они предос-тавляют хороший шанс увидеть и показать новые работы.

Процесс отбора работ

Текущие и доминирующие тенденции в мире искусства, а также наиболее яркие их представители играют решающую роль в поиске и определении художников, чьи работы будут демонстрироваться на выставке. Кроме того, директора галерей часто руководствуются в своем выборе рекомендациями коллег и самих художников; бывают случаи (впрочем, достаточно редкие), когда они принимают решение об организации выставки на основании набора слайдов, присланных в их адрес художником (чаще всего без предварительного запроса со стороны галереи). Иногда галереи связываются с художниками и просят их предоставить подбор слайдов или изображения работ на CD-накопителе, поэтому очень важно поддерживать соответствующие виды хранения всех своих работ. Если галерею заинтересует творчество художника, ее представитель, по всей вероятности, захочет посетить его мастерскую. Если визит окажется успешным, возникает реальная возможность организации будущей выставки.

Дополняя пространство. Серия из 60 картин одинакового размера, заключенных в идентичные рамы и расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, удачно дополняют длинную, элегантную кривую стены галереи.
По мнению многих молодых художников, наиболее верный путь к успеху и привлечению внимания к собственным — уникальным — работам заключается в том, чтобы как можно больше находиться «возле» современной арт-сцены, общаться  в кругах, близких к искусству, заниматься живописью и смешиваться с шумной и разношерсной компанией других  художников, критиков, кураторов, хранителей музеев и коллекционеров. Но один из самых эффективных способов продемонстрировать свои работы - предоставить их для участия в наиболее важных, открытых национальных выставках.

Правда, согласно статистике, шансы быть избранным невелики: очень многое зависит от состава отборочной комиссии. И все же хорошая, профессионально выполненная работа всегда найдет путь к зрителю. Такие выставки обычно посещает огромное количество любителей искусства, о них много говорят и пишут, а сами выставки часто отправляются в турне по многим городам. Поэтому, невзирая на возможный результат, стоит рассмотреть вопрос об участии в подобных ярких мероприятиях. Кроме того, организаторы выставок, как правило, издают высококачественные каталоги, где представлены цветные репродукции участвующих в конкурсе картин.

Типы галерей

В самом общем смысле существуют два вида галерей: частные коммерческие галереи и публичные галереи, существующие благодаря государственной поддержке. В самом начале своей карьеры художник должен обратить внимание на один из данных секторов, а затем в процессе развития, самосовершенствования и приобретения «имени», а также известности он может переключиться на сотрудничество с галереями обоих типов. Современное искусство не имеет географических границ, оно интернационально, и по-настоящему успешные художники имеют возможность выставляться в галереях всего мира.

Независимые/коммерческие галереи

Некоторые художники предпочитают сотрудничать с коммерческими галереями, которые действуют в качестве их агентов-представителей. Такие галереи, как правило, удерживают большой процент от продажной цены картины, но они также занимаются всеми аспектами бизнеса, включая транспортировку, обрамление, хранение работ, а также вопросы рекламы и выставочные расходы, деловые переговоры с потенциальными клиентами, ведение бухгалтерии, финансовую деятельность и ведение счетов. Представители коммерческих галерей являются профессиональными дилерами; они хорошо понимают арт-рынок и знакомы со многими коллекционерами. Их собственные финансовые интересы непосредственно связаны с продвижением работ художников. Подобный вид делового сотрудничества, с точки зрения многих художников, является идеальным: он позволяет художнику полностью сосредоточиться на творчестве, не испытывая никакого давления извне. Некоторые другие художники предпочитают оставаться более независимыми: они самостоятельно осуществляют контроль над собственным бизнесом.

Галереи, спонсируемые государством

Совершенно иная ситуация складывается с проведением выставок в музеях и других галереях, поддерживаемых государством или региональными художественными ассоциациями. Такие галереи получают свой (значительно более низкий) процент от продажной цены картины и занимаются общими вопросами транспортировки, страхования и рекламы. Они несут ответственность за проведение выставки и могут организовывать турне-показ в других галереях. Однако контракт между художником и такой галереей прекращается после возвращения работы.

Своими силами молодые художники часто начинают карьеру с поиска собственных путей к признанию и способов его достижения. Иногда они объединяются вместе для проведения групповых выставок. Среди возможных мест проведения выставки могут оказаться пустующие офисные здания или складские помещения, владельцы которых согласны предоставить площади в аренду для единственной выставки на короткое время. Художники берут на себя ответственность за рекламную кампанию и маркетинг — их «целевой аудиторией» являются ключевые фигуры в мире современного искусства.

Несколько художников, которые впоследствии приобрели широкую известность, получили выгодные предложения от коммерческих галерей после проведения выставок подобного рода. Такие выставки обычно проходят в крупных городах, в которых можно обеспечить легкий доступ для зрителей.

Планирование выставки

Если организуется групповая выставка, все работы по вывешиванию индивидуальных картин, как правило, выполняются кураторами, отборочной комиссией, администрацией или организаторами. Это справедливо в отношении выставок живописи или других «переносных» работ. Но если выставляется серия инсталляций, предназначенная для размещения на конкретном пространстве галереи, ответственность за установку композиции несет непосредственно сам художник (сотрудники галереи оказывают ему помощь). Что касается персональных выставок живописи, художник обычно самостоятельно решает все вопросы, связанные с расположением картин в пределах отведенного пространства.

Работа «под размер»

Данная отдельная работа, комбинирующая фотообои с живописью отдельных фрагментов акрилом на холсте (и заключенных в багет), была выполнена специально для конкретной стены музея.