Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Рисунок на основе спроецированных изображений | Способы переноса изображения
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Рисунок на основе спроецированных изображений

Существуют разнообразные и хорошо зарекомендовавшие себя методы проекции изображения, которые позволяют художнику копировать его непосредственно на бумагу или холст. Такие устройства, как камера обскура, камера-лючида и графический телескоп пользовались очень большой популярностью среди художников XIX века, несмотря на то, что они нередко были громоздкими, неуклюжими и неудобными в работе. В настоящее время наиболее часто используются электрические и цифровые виды проекции, такие, как проекторы слайдов или цифровые проекционные системы.

Камера обскура

В своем недавнем исследовании, посвященном истории камеры обскура, Джон X. Хэммонд пишет, что процесс создания перевернутого изображения посредством маленького отверстия в стенке экрана был зарегистрирован и описан еще в пятом веке до нашей эры китайским философом Мо Ти и что в четвертом веке до нашей эры Аристотель обратил внимание на формирование изображений в момент затмения, когда лучи света проникают сквозь крошечные апертуры — в его случае это были участки пространства между листвой и стволом дерева. Но только в XVI столетии нашей эры астрономы начали исследовать перевернутые изображения, образуемые в темных помещениях в результате эффекта «камеры с малым отверстием». В действительности самое раннее запечатленное камерой обскура изображение принадлежит датчанину-астроному Рейнернсу Гемма Фризиусу. который проиллюстрировал солнечное затмение (в городе Лувэне 1 января 1544 года) в своей книге «De Radio Astronomica et Geometrico» (1545 г.). находящейся ныне в Британской библиотеке. Это было незадолго до того, как линзы функционально заменили малое отверстие-апертуру и были введены в практику переносные экраны для наблюдения изображения (в них уже была предусмотрена фокусировка).

Кроме того, была разработана система зеркал, позволявшая получать изображение в вертикальном положении. К началу XVII века в употреблении находилось достаточно много камер обскура, а в начале XVIII столетия они стали широко известны среди художников и активно использовались ими. Сэр Джошуа Рейнольде, применявший в свое время порта-тивную камеру в форме книги, говорил, что голландская живопись напоминает взгляд на жизнь и окружающий мир сквозь отверстие в камере обскура.

Поздние версии К концу XVIII и в начале XIX века инструмент, что называется, «вошел в моду»; были разработаны домашние версии в форме ящика, сконструированного по принципу портшеза (легкого переносного кресла). Кроме того, были очень популярны тентовые варианты, главным образом, благодаря своей компактности. Художники могли устанавливать камеру обскура практически в любых ситуациях и при условии очень темного интерьера проецировать точное и сфокусированное изображение на поверхность бумаги или холста. Вплоть до XIX века камера обскура воспринималась как философский инструмент, способный научить человека видеть мир. а также чувствовать природу ассоциаций между человеческим глазом и мозгом. Несомненно, этот инструмент был чрезвычайно полезен
для художников. У камеры обскура были и свои ограничения: для успешной работы им обычно требовался довольно мощный поток света и в то же время необходимо было предотвратить проникновение света посторонних источников внутрь камеры. Как правило, не удавалось сделать их полностью компактными и переносными; кроме того, устанавливался предел формата используемой бумаги.

К концу XVIII века были разработаны модели с линзами, позволявшими концентрировать свет на проецируемом изображении.

Камера обскура
Эта модель была «спрятана» в форму книги.

Камера обскура
Тентовый вариант камеры предоставлял художнику полный доступ и свободу.

Камера-лючида

Камера-лючида была наиболее широко распространена в качестве вспомогательного инструмента для рисования в XIX веке. Ее изобрел английский ученый-физик доктор Вильям X. Уолластон в 1806 году. Для функционирования камеры уже не требовалось полностью затемненное помещение. Инструмент представлял собой простую призму на вертикальной штанге с дополнительными линзами для лучшего контроля видимости. Находившийся над призмой окуляр давал возможность художнику наблюдать объект из фиксированного положения сквозь небольшое отверстие, а не через всю плоскость линзы. Художник мог видеть изображение объекта рисунка, которое было направлено на поверхность бумаги, и ему оставалось только обвести контуры. Этот метод считается ненадежным; можно легко выпустить объект из поля зрения, а карандаш двигается неуверенно, как будто на ощупь, оставляя на поверхности бледную линию плохого качества. Бэзил Холл — военно-морской офицер, путешествовавший по Северной Америке в 20-х годах XIX века, использовал камеру-лючида для создания рисунков, которые стали основой гравюр.
Несмотря на элегантный внешний вид, камера-лючида представляла собой весьма сложный и ненадежны в работе инструмент.

Графический «телескоп»

В 1811 году английский художник Корнельес Варли разработал великолепную систему для проецирования изображения объекта на поверхность будущей работы. Как и в камере-лючида, окуляр этого инструмента направлял изображение на поверхность доски для рисования; но профессиональное использование высококачественных линз позволяло добиваться более четкого и резкого изображения и, кроме того, в значительно расширенном диапазоне. Прибегнув к использованию линз с различным фокусным расстоянием, «любой человек, способный провести четкий и уверенный контур, мог правильно и корректно нарисовать любые виды объектов как наиболее удаленных, так и расположенных поблизости, увеличенных в масштабе до пяти, двадцати, сорока или шестидесяти крат по сравнению с их реальными размерами».
С помощью графического «телескопа» можно было выполнять портреты; кроме того, инструмент мог уменьшать, увеличивать или создавать перевернутое (зеркальное) изображение для гравера.

Развитие фотографии означало закат популярности и применения таких инструментов.

Графический «телескоп»

Инструмент Варли представлял собой значительно усовершенствованный вариант камеры-лючида; он позволял художнику изменять масштаб изображения.

Эпископ или эпидиаскоп

Данный вид проецирующего оборудования основывается на следующем принципе: плоская работа располагается под стеклом и затем проецируется в любом необходимом формате в зависимости от расстояния проектора до холста (такие инструменты, как правило, укомплектованы линзами с фиксированным фокусом). Подобно камере обскура, которую проекторы напоминают по внешнему виду, этим инструментам обычно не хватает хорошего освещения, а работать приходится в затемненном помещении, чтобы обеспечить удовлетворительное качество «картинки». Кроме того, даже лучшие модели проекторов способны проецировать одновременно только работы небольшого размера, поэтому рисунок среднего формата на бумаге A3, как правило, приходится проецировать по частям — четверть изображения за один раз.

Диапроектор слайдов

Диапроектор прочной конструкции — очень эффективное многофункциональное средство для проецирования пленок с любым изображением или оригинальным наброском для будущей работы непосредственно на поверхность холста. Линзы (объектив) с изменяющимся фокусным расстоянием, позволяющие увеличивать и уменьшать изображение, не меняя положения самого проектора, существенно облегчают работу художника. Если необходимо добиться изображения крупного формата в условиях тесного и ограниченного пространства, может использоваться широкоугольный объектив. Проектор дает возможность достаточно четко видеть изображение в затененном помещении, т. е. исключается необходимость работать в полной темноте. Следует устанавливать проектор на твердом основании, чтобы избежать случайного смещения изображения. Если изображение было смещено, очень трудно вернуть его в первоначальное положение. Холст также должен быть надежно укреплен. В процессе создания такого рисунка, художник должен находиться справа или слева от изображения, чтобы не препятствовать прохождению светового луча.

Цифровой проектор

Цифровой проектор позволяет проецировать изображение непосредственно с компьютерного оборудования. Если вы отсканировали рисунок и загрузили его в компьютер для дальнейшей обработки или полностью создали изображение в цифровом формате, вам не потребуется дополнительная стадия создания слайдов, чтобы проецировать изображение на холст. Цифровые проекторы — дорогая техника, но их диапазон достаточно широк.