Вспомогательные средства для живописи

Вспомогательные средства для живописи

Неотъемлемой частью работы каждого художника является быстрый рисунок с натуры, хорошо тренирующий наблюдательность. Бывают случаи, когда вам необходимо запечатлеть на рабочей основе лишь несколько важных контуров изображения и сделать это нужно как можно проще.

Это может быть перенос уже существующего рисунка или изображение непосредственно с натуры. С этой целью художник может использовать несколько методов — от элементарной обводки изображения (копирования) или применения расчерченной сетки до более сложных механических или электронных методик.

Копирование

Вы можете просто обвести и скопировать рисунок, чтобы перенести его на холст того же размера. Если оригинальный рисунок обладает деликатной и хрупкой структурой (например, выполнен мелом или углем), положите на него лист ацетатной пленки и только затем расположите сверху лист копировальной бумаги или пленки. Рисунок-оригинал должен быть прикреплен к плоской доске (или плотному картону) с помощью клейкой ленты; клейкая лента используется также для фиксации листа копировальной бумаги или пленки. Матовая чертежная пленка более стабильна в отношении размеров, чем копировальная бумага, но ее цена существенно выше. На чертежной пленке (в отличие от копировальной бумаги) можно использовать более твердые виды карандашей, так как ее поверхность очень «отзывчива» к графитовому стержню.

Для того чтобы соблюсти правильность расположения изображения, его необходимо перерисовать на обратной стороне копировальной бумаги перед тем, как перенести рисунок на поверхность холста. Если оригинальный рисунок выполнен на тонкой бумаге, этого можно избежать, используя специальный «световой ящик» — стол с внутренней подсветкой (см. ниже). Если перенос изображения выполняется на доске или другой жесткой основе, все линии рисунка проявятся после обведения контуров; в случае с натянутым холстом этот процесс может вызвать серьезные затруднения. Вы можете натянуть холст на плоской стене, чтобы обвести изображение, или (если холст уже натянут на подрамник) вставить кусок оргалита между задней стороной холста и рамой на время копирования.

Копирование на столе с подсветкой

Расположите оригинал лицевой стороной вниз на поверхности стола с внутренней подсветкой. Сквозь тонкую бумагу вы увидите оборотное (зеркальное или перевернутое) изображение. Положите лист копировальной бумаги или чертежной бумаги на поверхность оригинала и перенесите контуры обычном способом. На копировальной бумаге зафиксировано оборотное (зеркальное или перевернутое) изображение, поэтому вы можете немедленно перенести его на новую основу при использовании техники втирания, не прибегая к перерисовке. (Вы можете сделать зеркальную копию оригинального изображения на некоторых типах фотокопиров — ксероксов или сканировать оригинал и «перевернуть» изображение с помощью графических компьютерных программ.)

Использование сетки

Этот метод переноса контуров изображения (в любом необходимом масштабе) на новую основу благословило само время. На оригинальный рисунок или любое исходное изображение, а также на рабочую основу наносятся сетки, состоящие из расчерченных квадратов. Если нужно сделать копию меньшего формата, сетку уменьшают в размерах (соответственно для выполнения более крупной копии сетку увеличивают). Если вы не хотите наносить сетку непосредственно на оригинальный рисунок, расчертите ее на листе прозрачной ацетатной пленки несмываемым фломастером и затем укрепите пленку на поверхности оригинала с помощью клейкой ленты. Затем, обращаясь к сетке на оригинальном наброске или любом исходном изображении, перенесите его контуры — шаг за шагом, квадрат за квадратом — на новую основу в соответствии с расчерченной на ней сеткой. Это можно сделать в свободной манере, что называется «на глаз», или посредством обозначения точек пересечения линий по периметру квадратов и последующего их соединения.

 Использование обрамляющих элементов

Обрамляющие приспособления устанавливают границы изображения, предназначенного для дальнейшего воспроизведения. С их помощью вы сможете добиться немедленного и удивительного эффекта в выборе необходимого ракурса и правильного расположения «работоспособных» элементов изображения на холсте. Такие приспособления обычно имеют прямоугольную форму, но она может изменяться.

Картонный видоискатель

Существует наиболее простой способ размещения объекта в пределах прямоугольного формата холста или бумаги: необходимо вырезать аналогичную холсту форму из середины небольшого куска картона или плотной бумаги. Затем «рамку» держат на определенном расстоянии от глаза и таким образом определяют композицию. Очень удобный, несложный и эффективный метод заключается в обозначении уровня высоты, размеров или расстояния между частями объекта на краях картонного видоискателя. Эти отметки переносятся на края картины, в результате чего процесс построения композиции заметно упрощается. В процессе работы художник может периодически обращаться к видоис-кателю, чтобы лучше оценивать прогресс в создании картины. Такие приспособления просты в изготовлении, хотя в прошлом они производились промышленным способом и продавались в качестве «мер визирования»; они имели одну передвижную грань, что позволяло устанавливать правильные пропорции холста или бумаги, перед тем как обратиться к объекту.

Переносная сетка

Переносная сетка, или «рама-экран», представляет собой открытую раму, на которую натянута сетчатая решетка из тонкой черной проволоки.

Рама устанавливается на паре прочных, вертикальных стержней, вдавленных в грунт. Художник работает на основе, которая имеет такие же пропорции и идентичную нарисованную сетку из вертикальных, горизонтальных и (двух) диаго-нальных линий. Художник наблюдает объект сквозь раму и наносит контуры изображения на соответствующие участки сетки на поверхности основы. Подобное приспособление использовал в своих работах Альбрехт Дюрер.
Система сетки Дюрера. Дюрер продемонстрировал свою систему сетки в раме. Она была снабжена вертикальной штангой, помогавшей сохранить фиксированную точку обзора.

Копировальная рама

Это — один из вариантов описанных выше средств. Напротив объекта устанавливается листовое стекло. Художник старается сохранить одну и ту же фиксированную точку обзора, при этом наблюдая объект одним глазом. Таким образом, он может выполнить рисунок непосредственно на стеклянном экране. Рисунок наносится с помощью восковых или жировых материалов, таких, как универсальный карандаш, который хорошо закрепляется на поверхности стекла. Затем изображение на стекле можно перенести на холст или бумажную основу.

img_1267

1. Прочно удерживайте обрамленное стекло; в процессе рисования он должно оставаться неподвижным. Рассматривайте объект только одним глазом.
2. Используя универсальный (восковой) карандаш, копируйте контуры объекта на стекло. Затем перенесите изображение на поверхность бумаги или холста.

Стекло Claude или уменьшительное стекло

Одним из методов подобного обрамления изображения и создания «крепкой» композиции, получившим широкое распространение в XVIII и XIX веках стало использование стек-ла Claude, названного по имени художника XVII века Клода Лоррена. Стекло представляло собой небольшое выпуклое зеркало, способное отражать уменьшенное изображение. Зеркало можно было держать в руках, подвесить на стволе дерева или укрепить на грунте, после чего выполнялся ри-
сунок на основе отраженного в зеркале изображения. Стекло Claude, обладавшее темным монохроматическим оттенком, оказывало не всегда положительный эффект на пейзажную живопись. В 50-х годах XIX века Джон Раскин критиковал французскую пейзажную живопись за доминировавший коричневатый оттенок, который был вызван пагубным воздей-ствием стекла Claude.

В настоящее время стекло Claude используется редко, в то время как зеркала по-прежнему широко применяются в мастерских. Одна из причин использования зеркал — возможность время от времени оценивать результаты живописи. Этот очень полезный совет был дан Леонардо да Винчи в отношении портретной живописи. Художник привыкает к изображению и объекту в течение работы над ними и теряет возможность посмотреть на картину «свежим глазом». Это продолжается до тех пор, пока художник не увидит ее в зеркале в первый раз. После этого он точно знает, какие участки картины нуждаются в корректировке.