Другие аспекты перспективы

Среди множества других аспектов перспективы, представляющих особенный интерес для художников, следует выделить изменения тона и цвета, вызываемые воздушной перспективой, — корректирующие поправки (обратная или контрпер-спектива), которые создают эффект перспективы в крупноформатной настенной живописи, воспринимаемой зрителем с поверхности земли, пола и т. д., и анаморфизм, т. е. вид перспективы, предназначенный для обзора под острым углом.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива касается осветления тонов и охлаждения цветов по мере удаления объектов в направлении горизонта. Все мы неоднократно видели, что слегка влажным, туманным утром пейзаж как будто отступает вглубь в виде нескольких плоскостей слабеющих тонов синеватого цвета. Художникам необходимо знать об этих эффектах, чтобы добиться ощущения глубины в своих работах.

Обратная перспектива

Обратная перспектива представляет особый интерес для художников, которые работают по заказу на поверхности крупных вертикальных стен. Она играет важную роль в качестве противодействующего фактора: элементы изображения одного и того же размера на вертикальной стене постепенно уменьшаются, так как с фиксированной точки обзора и при одном и том же угле зрения изображение охватывает большее пространство (при взгляде в верхнем направлении).
Наиболее известный и часто упоминаемый пример обратной перспективы в архитектуре — колокольня собора Санта-Мария-дель-Фиоре во Флоренции, автором которой является Джотто. Каждая очередная секция-ярус башни по мере увеличения высоты была выше по сравнению с предыдущей (нижней). Поэтому при наблюдении с уровня земли создается ощущение баланса и симметрии, а не постепенной «акселерации». На практике, конечно, чем дальше наблюдатель находится от изображения, тем меньше потребуется корректировок перспективы. Но при близком расположении объем корректировок может быть очень внушительным.

Увеличенная перспектива

Это — противоположность обратной перспективы. Она используется для усиления эффекта перспективы, а не для уменьшения его — часто в театрах, где необходимо создать иллюзию глубины в пределах относительно малого про-
странства. Комбинация наклонных сцены и декораций, а также профессионально скоординированной системы искусственной перспективы с иллюзионистской, «трюковой» живописью дает возможность аудитории наслаждаться убедительными эффектами почти реалистической перспективы.

Анаморфизм

Объект, нарисованный с очень острого угла к плоскости изображения, при наблюдении из центрального положения будет характеризоваться вытянутой и крайне искаженной формой. Он будет восприниматься корректно только с оригинального угла обзора. Один из самых известных примеров — картина Послы Ханса Хольбейна Младшего, в которой объект странной формы в нижней части композиции преобразуется в череп только тогда, когда наблюдатель находится с одной стороны холста и направляет взгляд по всему пространству картины.