Эффективное использование существующих условий

На практике большинство художников работают в условиях, далеких от совершенства. Но даже при существующих обстоятельствах в процессе организации мастерской следует уделить внимание определенным критериям.
Они касаются, в первую очередь, физических аспектов соответствия пространства характеру вашей работы, а также вопросов освещения, отопления и вентиляции.

Свет

Огромное воздействие на процесс восприятия картины оказывает тип света, в котором она рассматривается, поэтому следует учитывать этот аспект во время работы. Естественное освещение обеспечивает условия для восприятия верных валеров, четкого и точного воспроизведения цвета. Нужно помнить о том, что в момент продажи картины она может демонстрироваться при искусственном освещении, которое во многом преобразовывает ее внешние характеристики.
К сожалению, мы не можем знать заранее, в каких условиях будет выставляться завершенная работа. В конце концов, вы должны сами выбрать тип света для работы над картиной, несмотря на то, что отчасти условия освещения могут быть продиктованы не зависящими от вас факторами. У многих художников, предпочитающих работать глубокой ночью, просто нет выбора: им приходиться целиком и полностью полагаться на искусственный свет.

Если необходимо внести в картину корректировки, то лучше это делать при дневном свете. Если через окна в мастерскую проникают лучи и полосы солнечного света, то лучший способ их рассеивания заключается в установке тонких, белых, полупрозрачных роликовых жалюзи, которые при необходимости легко опускаются. Существует более дешевая альтернатива: приклейте к оконным стеклам куски полупрозрачной чертежной пленки, используя для этого клейкую ленту. С этой целью также могут применяться копировальная или тонкая папиросная бумага. Сетчатые занавески рассеивают свет лишь частично.

В случае, если в студии устанавливаются источники искусственного освещения, наиболее предпочтительны стандартные люминесцентные лампы, так как они образуют непрерывный и однородный поток света. «Цветовая температура», измеряемая в градусах по Кельвину (К), обозначает теплые или холодные свойства цвета. Производители предлагают лампы так называемого «искусственного дневного света» с цветовой температурой 6500 °К, которая соответствует температуре естественного света. В действительности, однако, такие лампы создают довольно холодную, серую атмосферу в мастерской и даже в музеях, где специалисты по консервации чаще выбирают вместо этого вида освещения лампы промежуточной цветовой температуры, колеблющейся между дневным светом и светом вольфрамовых ламп — приблизительно 4000 °К.

Лампы трилюминофоры и сложные люминофоры особенно подходят для освещения пространства мастерской, если художник работает над крупноформатной живописью и ему, следовательно, требуется постоянный уровень общего освещения. Конечно, многие художники работают в «малом формате» — например, в технике гравюры по дереву или миниатюрной живописи. В этом случае очень эффективны источники направленного света (типа небольших прожекторов) с регулируемым креплением на прищепке или кронштейне; такие лампы образуют плотный поток света, в пределах которого и выполняется работа. Фактически подобная установка света во многом способствует концентрации внимания, если остальная часть мастерской погружена в относительную темноту.

Отопление

Очень сложно работать в условиях холодной мастерской; но обогрев помещения крупных размеров (особенно с плохой теплоизоляцией) — весьма дорогостоящее мероприятие. Поэтому часто наилучший выход из положения заключается в концентрации источников тепла вблизи рабочего места. Хорошим локальным источником тепла являются парафиновые или газовые нагреватели. Вам следует знать решительно все о степени риска, связанного с применением таких приборов. В мастерских с высокими потолками (к которым поднимается тепло) следует предусмотреть потолочный лопастный вентилятор, работающий на малых скоростях — он способствует циркуляции тепла в мастерской. Установка надежной теплоизоляции также будет иметь положительный эффект.

Вентиляция

Любому художнику, применяющему в своей работе органические растворители, такие, как скипидар или уайт-спирит, должно быть известно о потенциальной опасности данных веществ для здоровья, в особенности в случае неправильного или неосторожного обращения. Художники должны соблюдать соответствующие меры предосторожности.
Используйте одновременно только небольшие объемы этих составов, основную часть времени в процессе работы держите емкости закрытыми; кроме того, помещение, в котором применяются составы, должно быть оборудовано хорошей вентиляцией, чтобы обеспечить своевременное удаление скопившихся паров растворителя. Непосредственно в местах использования органических растворителей установите вытяжной вентилятор.

Стены и полы

Большинство художников предпочитают окрашивать стены своих мастерских в нейтральный цвет — например, белый или серый, так как они не оказывают нежелательного влияния на цвет красок на холсте.
Художники, работающие в очень крупном формате, часто натягивают холст на стену мастерской и работают по нему красками (а не натягивают его непосредственно на подрамник). В большинстве мастерских существует так называемая «стена для живописи», на которой или на фоне которой выполняется основная часть работ. Можно «построить» искусственную деревянную стену, укрепив на поверхности настоящей стены раму из горизонтальных и вертикальных деревянных брусков, к которой привинчиваются листы фанеры толщиной до 12 мм. Таким образом создается однородная плоская поверхность; на ней с помощью степлера укрепляется холст. На поверхности оштукатуренной стены натянутый холст приходится крепить с помощью маскирующей ленты. Этот метод неэффективен. Полы мастерской следует тщательно выметать, если она используется для создания живописи, так как частицы пыли неизбежно пристанут к влажным пленкам краски и лака. Плоские деревянные доски настила могут стать пригодной основой для натягивания холста на поверхности пола.