Меры безопасности, художник и окружающая среда

Директивы ЕС в отношении опасных веществ и составов

Данные нормы были введены в 60-х годах XX века. Они охватывают все виды продукции, применяемые в промышленности и доступные массовому потребителю в странах Европейского Союза. Основу системы составляет классификация опасных веществ по следующим категориям: Токсичные, Вредные, Коррозионные (Агрессивные), Раздражающие, Окисляющие, Взрывоопасные, Воспламеняющиеся или Опасные для окружающей среды. В пределах категорий можно выделить различные уровни. Например, Очень Токсичные или Чрезвычайно Воспламеняющиеся. Большинство уровней в категории сопровождаются специальными символами — например, для Токсичных веществ используется символ черепа с перекрещенными костями.

Кроме того, данные категории могут сопровождаться так называемыми «формулировками о степени Риска» и «формулировками о степени Безопасности». Любые художественные материалы, которые попадают в одну из перечисленных категорий, должны быть обозначены соответствующим образом. Две наиболее многочисленные категории среди художественных материалов — Вредные и Воспламеняющиеся. Вредные вещества обозначаются сопроводительным символом в виде Креста.

Символ «Высоко Воспламеняющееся» обозначается на аэрозольных упаковках, которые содержат растворители с низкой точкой вспышки — ниже 21 °С. Та-кие растворители, как уайт-спирит, обладают более высокой точкой вспышки — приблизительно 35 "С.

Американская система

В США существует собственная система правил и нормативов для художественных материалов. Однако, они не применимы в странах Европейского Союза. В соответствии с европейской системой обозначаются лишь те вещества и составы, обладающие потенциальной опасностью, в то время как в американской системе принято обозначать всю продукцию, независимо оттого, нуждается ли продукт в предупреждении о степени риска или нет. Акт об обозначении опасных художественных материалов требует, чтобы вся художественная продукция тестировалась специалистами-токсикологами. Многие производители принадлежат к Институту художественных материалов, который разрешает использовать различные печати и штампы, подтверждающие соответствие установленным нормативам. Наиболее часто встречаются следующие символы:

В европейской системе нет соответствующих символов. Опасные художественные материалы обозначаются буквами «CL» вместо «АР» и сопровождаются предупреждениями о степени риска.
Между системами предупреждения об опасности стран Европейского Союза и США нет прямого соответствия, так как используемые категории имеют различные уровни и границы.
Всегда читайте этикетки. В связи с улучшением качества сырья компании-производители имеют возможность заменить в прошлом незаменимые опасные материалы. Следовательно, в будущем вы сможете обнаружить вещества (имеющие соответствующие предупреждения в настоящее время) без подобного предупреждения на этикетке. Поскольку художники и розничные продавцы обычно стремятся сохранить материалы в течение длительного периода времени, следует прочитывать всю информацию на каждой этикетке от начала до конца, вместо того, чтобы ассоциировать определенный риск с конкретной краской или названием продукта.

Способы проникновения вредных веществ в организм

Вредные материалы, создающие серьезную угрозу здоровью человека, проникают в организм одним из следующих способов:

• Пищеварение
• Дыхательные пути
• Контакт с кожей
• Контакт с глазами

Существует немного художественных материалов, которые квалифицируются на этикетках как токсичные. Наиболее часто встречающийся материал — белила свинцовые в масляных красках.

Произвольное возгорание масляных красок и льняного масла

Льняное масло в комбинации с определенными пигментами (например, умброй натуральной или умброй жженой) или сиккативами — представляет опасность возгорания на бумаге, ткани или других легко воспламеняющихся материалах и в условиях ограниченного пространства. В процессе окислительного высыхания льняного масла нагрев в определенной степени может вызвать воспламенение ткани, тряпок и т. д. Кроме того, следует заметить, что по мере возрастания объема отходов в ограниченном пространстве увеличивается и риск возгорания. Смотрите на следующей странице подраздел Хранение и утилизация, где приводится информация о способах утилизации масляных палитр и тряпок.

Художественные материалы и законы об охране окружающей среды

Вопросы охраны окружающей среды вызывают возрастающее беспокойство у мирового сообщества; и мы, как художники, несем определенную ответственность — в особенности по отношению к используемым материалам. Термин «окружающая среда» относится к мировой экологии, но также и к организации рабочего места и условий художника.
В идеальной ситуации сохранность окружающей среды требует нулевого риска. В области художественных материалов, как и в других областях, единственный способ обеспечить условия нулевого риска для окружающей среды — это полный отказ от творчества! Поэтому художник должен выбрать наименее вредный или наиболее контролируемый вид использования материалов. Например, глина является не возобновляемым в природе материалом, так что же, мир должен отказаться от ее использования? Если это так, то какие материалы мы можем использовать вместо нее — дерево, пластик? Каждый материал и процесс имеет свои «за» и «против», но выбор все-таки должен быть сделан. Практика вашей работы как художника должна заключаться в следующем:

1. Необходимо понимать и использовать нормативы законодательной системы, разработанные для вашей защиты, защиты других людей и окружающей среды.
2. В процессе принятия решений и выбора материалов руководствуйтесь здравым смыслом.
3. Расходуйте материалы экономно, на возмещение неразумно израсходованных материалов потребуются новые материалы и средства.
4. Следует понимать, что создание «здорового» альянса между безопасными материалами и практикой работы становится все более проблематичным, чем больше художник склоняется в сторону применения нетрадиционных средств и материалов.

Растворители

Среди материалов, с которыми художнику приходится сталкиваться в работе, наиболее опасными химическими веществами являются, как правило, растворители. Растворитель представляет собой химическое вещество, которое способно растворять другое вещество. Растворителем является обычная вода; в действительности вода — это универсальный растворитель, так как большинство химических веществ в той или иной степени растворимо в воде, пусть даже в самых незначительных, неизмеримых величинах. Художники встречаются с растворителями во множестве «обличий»: они растворяют смолы, разбавляют различные вспомогательные средства для живописи и лаки, а также краски. Кроме того, с помощью растворителей художники очищают кисти.

За исключением некоторых красок специального назначения в процессе работы с основной частью материалов наиболее часто применяются такие растворители, как уайт-спирит или его альтернативные составы с менее выраженным запахом, а также скипидар. Если бы отсутствовала необходимость в изменении масляных красок с помощью вспомогательных средств, эти краски содержали бы наименьший объем растворителя и были бы одним из наиболее безопасных материалов для художника.

Опасность растворителя находит выражение в следующих двух формах:

1. Риске для здоровья, связанном с проникновением веществ в дыхательные пути, органы пищеварения и в результате контакта с кожей.
2. Опасности для окружающей среды в связи с испарением в атмосферу или неправильной утилизацией.
Эти риски не в равной степени относятся к различным растворителям и в каждом конкретном случае может быть определена соответствующая степень опасности.

Меры по безопасному использованию растворителей

• Откройте окна, для беспрепятственного доступа и циркуляции воздуха.
• Используйте вытяжной вентилятор для удаления вредных паров.
• Нанесите изолирующий крем для защи ты кожи рук.
• Пользуйтесь респиратором, чтобы пре дотвратить проникновение токсичных летучих веществ в дыхательные пути.

В законодательстве могут быть сформулированы такие условия, как информирование потребителя и снижение уровня возможных испарений растворителя в атмосферу, а также использование менее опасных растворителей производителями; но в конечном итоге потребитель принимает соответствующее решение самостоятельно.
Если говорить о странах Европейского Союза, то в настоящее время вся продукция, содержащая опасные для окружающей среды вещества, маркируется символом «мертвая рыба/мертвое дерево».
Законодательство может также эффективно контролировать «выброс» веществ растворителя в окружающую среду. Использование летучих органических растворителей (ЛОР), которые способны накапливаться в атмосфере, а также растворителей, оказывающих воздействие на озоновый слой, ограничено, а в некоторых случаях запрещено. Несмотря на то, что в настоящий момент уайт-спирит и скипидар маркируются как Опасные для Окружающей Среды, они оказывают негативное воздействие на водную среду (в результате их проникновения в водотоки, ручьи и т. д.), а не на атмосферу в процессе их испарения.

Кроме скипидара, большинство используемых художниками растворителей являются производными нефти. Это могут быть очень чистые вещества, такие, как ксилол, или более сложные смеси (как в уайт-спирите). Такие смеси содержат ароматические и алифатические углеводороды; первые являются более опасными, но в то же время и наиболее эффективными растворителями. Растворители с пониженным запахом представляют собой смеси на основе углеводородов нефти, из которых удалены практически все ароматические компоненты. Поэтому они более безопасны в использовании и не классифицируются как вещества Опасные для Окружающей Среды.
Рынок красок на водных связующих — особенно в промышленном и декоративном секторах — испытывает существенное влияние и изменения из-за необходимости снижения веществ ЛОР; кроме того, эффективность водорастворимых красок (в сравнении с красками на растворителях) считается более низкой. Крупные производители художественных материалов, как правило, выпускают линии акриловых красок, которые не содержат веществ ЛОР.

Пигменты

Высококачественные художественные краски или, по крайней мере, краски необходимой степени светостойкости не могут быть полностью безопасны для окружающей среды из-за характера источников и процесса изготовления многих светостойких пигментов. Поэтому художники должны с ответственностью подходить к утилизации использованных пигментов.

При использовании аэрографа или пигментных порошков позаботьтесь о надежной защите от пигментной пыли — наденьте качественную маску и работайте в условиях адекватной вентиляции, чтобы исключить проникновение частиц аэрозоля в дыхательные пути, Рекомендуется использовать систему наружной вытяжной вентиляции. Обязательно пользуйтесь перчатками и защитой для глаз. Работайте только с небольшими объемами пигментов; не допускайте присутствия спичек или открытого пламени в непосредственной близости от рабочего места, так как частицы пигмента в воздухе могут легко воспламеняться. Естественно, не следует допускать проникновения частиц пигмента в рот, органы пищеварения и т. д. Не смывайте остатки пигмента в раковину. Пигменты должны храниться в плотно закрытых емкостях на достаточном расстоянии от обогревательных приборов.

Хранение и утилизация

Во время длительных перерывов в работе храните все материалы (в особенности растворители) в надежно закрытых емкостях. Не следует выливать в кювету больше растворителя, чем это необходимо для завершения текущего сеанса живописи — излишки растворителя лишь испарятся в воздухе. Избегайте проникновения паров растворителя в органы дыхания и любого другого воздействия. Если частицы краски или растворителя случайно проникли в глаза или на кожу, немедленно и тщательно промойте пораженные участки водой. Начисто удаляйте остатки разбрызганных веществ. Не оставляйте надолго в помещении тряпки, пропитанные растворителем, так как растворитель испарится в воздухе мастерской. В конце каждого сеанса живописи должным образом утилизируйте остатки неиспользованного растворителя, масляные и пропитанные краской тряпки — с этой целью используйте огнеупорный и герметичный
контейнер (не подверженный воздействию растворителя) или тщательно прополощите их водой, свяжите их в пластиковом пакете и положите в металлический ящик для мусора на открытом воздухе в отдалении от зданий и построек. Примите меры к периодической утилизации неиспользованных материалов и отходов. Не допускайте попадания остатков краски в канализационную систему. Хорошо промывайте руки (включая очистку ногтей) в конце каждого сеанса живописи. Не смывайте краску с рук с помощью растворителя — вместо него применяйте специальный крем для очистки рук.

Работа с кислотами

• Носите перчатки и защитные очки (маску) для защиты кожи рук и лица.
• Всегда пользуйтесь качественным респиратором, чтобы предотвратить проникновение паров кислоты в дыхательные пути.
• В процессе работы с кислотами держите поблизости защитный противодействующий крем.
• Применяйте вытяжной вентилятор для рассеивания ядовитых паров, выделяемых кислотой. Если в мастерской нет вентилятора, выполняйте процесс на открытом воздухе.
• Для помещения материалов в кислоту пользуйтесь щипцами.

img_1288

Символ обозначения опасности разъедающих .материалов

Полезные практические советы

• Внимательно прочитайте информацию на этикетке — есть ли на ней соответ ствующие предостережения об опасности материала. Помните: нужно быть особенно внимательным в отношении любых используемых вами веществ, которые не продаются в качестве художественных материалов. Обратитесь к производителям, чтобы проверить пригодность продукта для ваших нужд.
• Держите художественные материалы в недоступном месте. Не допускайте контакта с ними детей, животных и пищевых продуктов.
• Для работы в мастерской позаботьтесь о доступе свежего воздуха, его циркуляции и вентиляции. Не держите художественные материалы вблизи открытого огня, не допускайте чрезмерного нагрева от источников тепла.
• Не ешьте, не пейте и не курите, когда работаете, во избежание попадания веществ во внутрь.
• Избегайте прямых контактов материала с кожным покровом (особенно растворителей).
• Не берите в рот кисти; краски не предназначены для потребления в качестве пищи.
• Не следует наносить краску непосредственно пальцами. При нанесении краски руками всегда пользуйтесь защитным кремом или хирургическими перчатками.