Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383 Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/table.php on line 407 Практические вопросы | Крупные арт-проекты
Ошибка
  • The RokSprocket Module needs the RokSprocket Component enabled.
Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/yaget.ru/httpdocs/libraries/joomla/database/database/mysql.php on line 383

Практические вопросы

Практические вопросы

Несмотря на то, что замысел, общая концепция и процесс выполнения проекта могут быть разработаны в определенной степени в пределах самодостаточного пространства мастерской художника, существует множество вопросов относительно практических аспектов работы по выполнению заказа. На следующих страницах я попытался описать некоторые из стадий и процессов.

Месторасположение

Диапазон пространственного размещения заказанных работ поистине безграничен, и художникам приходится работать в самых разнообразных условиях: от старых, заброшенных часовен до абсолютно новых, технологически совершенных больниц, от потухших вулканов и восстанавливаемых земельных участков до благоустроенных городов и даже верхушек деревьев.

Художник как член команды профессионалов

Художественное мышление стало неотъемлемой частью любых крупных публичных схем — например, в проектах обновления городских территорий или восстановления окружающей среды. Художник становится полноправным членом профессиональной команды, включающей архитекторов, проектировщиков, строителей, архитекторов ландшафтного дизайна и инженеров. Влияние художника на развитие проекта в конкретных ситуациях может быть довольно значительным и иметь серьезные последствия. Это касается, например, стадии проработки первоначального замысла, где художник благодаря собственной интуиции очень часто может перенести предложенную схему на совершенно новую территорию и придать ей неожиданные качества. В результате это способствует формированию понятной визуальной формы, которая питает и поддерживает весь основной проект. В связи с этой ролью приходит и понимание профессиональной ответственности художника, его преданности работе, которая подчас кажется непосильной и малоэффективной; тем не менее именно эта работа обусловливает защиту проекта и его развитие на каждой стадии реализации.

Важнейший аспект работы в команде заключается в признании того факта, что каждый ее член обладает особыми профессиональными навыками и знаниями, которых у вас нет, но которые благодаря усилиям участников команды позволяют вам беспрепятственно выполнить вашу часть работы. Для художника, привыкшего работать в одиночестве, это очень положительный и благоприятный фактор.

Процесс отбора

Практика отбора художников для осуществления арт-проектов принимает множество различных форм. Это может быть открытый конкурс на национальном или международном уровнях, на основании которых формируется так называемый short list — «сжатый» перечень претендентов. В большинстве случаев конкуренция ограничена. Клиенту демонстрируют изображения работ нескольких художников, заранее отобранных, например, агентством арт-проектов, после чего он самостоятельно составит «окончательный» список. Затем, если художник был включен в список окончательных претендентов и ему было предложено представить собственное предложение, он может — и должен —продемонстрировать жюри или членам отборочной комиссии свой замысел и элементы техники и знаний, которые смогли бы убедить членов комиссии сделать правильный выбор.

Представление предварительных предложений

Существует несколько способов, с помощью которых художник может представить свои предложения в наиболее выгодной форме. Основу успеха составляют «крепкая», хорошая идея и достойный метод ее представления.

Если предложение представлено в виде общей идеи или подхода к решению крупноформатной схемы, например, необходимо продемонстрировать некоторые специфические примеры общей концепции на практике.
Если предложение касается трехмерной работы, то объемный, трехмерный макет, или модель, будет более эффективен и привлекателен, чем ее двухмерный вариант. Кроме того, будет очень полезно представить макет в материалах, которые художник намерен использовать в завершенном проекте; или, по крайней мере, художник может предоставить для рассмотрения образцы этих материалов.

Вы, например, можете сделать цифровые фотоснимки местности и выполненной вами модели, загрузить их в компьютер и при использовании основных графических программ представить точный вариант будущей работы после ее фактического выполнения и установки.

Многие художники привыкли к созданию набросков (в том числе и средствами живописи), иллюстрирующих собственные замыслы; данный традиционный метод попрежнему очень привлекателен для многих членов отборочной комиссии, которые считают цифровой подход несколько обезличенным. Существует и другая опасность, связанная с представлением предложения с «фотографической» точностью: оно ограничивает возможности модификации работы в процессе ее выполнения (хотя это зависит в основном от характера представленной работы).

1. Окрашенный макет на первой стадии.
2. На второй стадии подготовки макет изготавливается из материалов, предлагаемых для выполнения проекта.

img_1282

На гребне волны

Завершенная скульптурная
работа в белом бетоне и каменной плитке цвета морской волны размещена в гавани Дувра.

Контракты

В этой книге мы можем выделить лишь несколько самых общих соображений, связанных с оформлением контракта. Если вам необходим конкретный совет, обратитесь за квалифицированной помощью к юристу.

Если вы получили заказ на выполнение проекта, необходимо составить письменное соглашение с вашим клиентом (заказчиком) о ролях, ответственности, правах и условиях расчетов. Наиболее важный момент — не следует безоглядно подписывать контракт только потому, что вам необходимо получить по нему первые выплаты. Возможно, вам предложат для рассмотрения один из так называемых «стандартных» контрактов. Ни один из них не подходит для специфического характера вашей будущей работы. Поэтому перед подписанием бумаг было бы разумнее встретиться с заказчиком и совместно составить перечень всех положений, которые, на ваш взгляд, следует включить в текст соглашения. При определении условий контракта вы не должны рассматривать только свои интересы. Вам, безусловно, необходимо защищать свою позицию, но вы также должны оценить соглашение с точки зрения вашего клиента. Подобный вид работы может оказаться для него совершенно новым предприятием, поэтому возможны вполне естественные волнения, которые нуждаются в урегулировании. Вы должны четко и детально определить, что именно следует ожидать друг от друга.
С особенным вниманием нужно отнестись к оценке рисков, которые могут быть связаны с проектом. Это поможет вам исключить возможные неприятности в дальнейшем.

Условия, сроки и права сторон.

Составленный договор должен содержать ясную и четкую информацию о ваших обязанностях; вам необходимо знать, что они реалистичны и выполнимы в пределах установленного срока. Вы не должны брать на себя ответственность и обязательства, которые не можете выполнить в профессиональном или финансовом аспектах. Вы должны сконцентрировать внимание на том, что делаете лучше всего. Вы заметите, что определенные обязательства можно легко откорректировать, если заявить о них с самого начала.

Если вы выполняете работу в очень крупном масштабе, в контракте должны быть оговорены участие и комиссия компании-производителя. Допустим, вы работаете в одиночестве, а вашим клиентом является большая организация, заключающая в основном крупные контракты, поэтому в ваших интересах и в интересах клиента, если он (т. е. организация) оговорит данный аспект непосредственно с компанией-производителем, а не с вами. В процессе изготовления (или монтажа) заказа вы попрежнему вносите необходимые эстетические добавления или корректировки. Это стандартная процедура, если художник является консультативным членом профессиональной команды, включающей инженеров и архитекторов, которая проектирует и строит, например, крупное новое здание.

У вас существуют определенные права, которые вам необходимо официально оформить и сохранить. Например, вы имеете право на продажу собственной работы, но сохраняете за собой права интеллектуальной собственности на данную работу. Иными словами, вы должны сохранить авторские права. Если вы не сделаете этого, клиент может по своему усмотрению распоряжаться вашей работой (изготавливать ее точные репродукции без каких-либо изменений и т. д.). Вероятно, у вас не вызовет энтузиазма факт массового и повсеместного воспроизведения копий вашей оригинальной работы (которую вы считаете уникальной) без вашего согласия. Вы, конечно, должны будете защищать и права собственности клиента на вашу оригинальную работу, согласившись не выполнять ее копии самостоятельно; без сомнения, вы должны оговорить в соглашении право клиента на фотографирование оригинала в рекламных, маркетинговых и других целях. Кроме того, вам необходимо сохранить юридическое право на авторство. Если работа получит широкое международное признание, то не в ваших профессиональных интересах оставаться анонимным автором.

Работа

Существует множество проблем и обязанностей, связанных с изготовлением и установкой новой художественной работы в общественных местах на длительное время, и художникам необходимо помнить о них, рассматривая все стадии выполнения нового заказа.

Проблемы сохранности и ухода. Следует также оговаривать условия, согласно которым после завершения и установки работы ее состояние (в частности, отделка) будет поддерживаться на оригинальном уровне в течение всего времени. Это — один из наиболее важных аспектов, на который следует обратить внимание в самом начале проекта. Необходимо оценить спецификации — они должны соответствовать высоким стандартам, чтобы противостоять возможным неблагоприятным условиям использования (эксплуатации). Вы и ваш клиент должны быть уверены в сохранности и безопасности собственной работы; следует всегда заранее оговаривать все возможные последствия, чем оставить работу незащищенной.
Допускайте вероятность неожиданностей. Работая в области крупных арт-проектов, художник создает единственное произведение, предназначенное для установки в пределах определенной местности и пространства. Поэтому для выполнения каждого нового проекта требуется создание нового макета. В условиях обычного производства опытные образцы-макеты испытываются и тщательно проверяются перед установкой производственной линии. Для художника макет является непосредственно объектом работы. При этом существует очевидная доля риска, и вы должны в процессе составления бюджета оставить для себя возможность некоторого «маневра». Предусмотрительность и готовность к разного рода неожиданностям должны сопровождать все аспекты выполнения заказа. Например, в процессе работы над недавним заказом — скульптурной композицией, в течение месяца до ее установки шел сильный дождь. Почва — достаточно твердая в обычных условиях — превратилась в мягкое, рыхлое месиво. Нам пришлось прокладывать дорогостоящие металлические рельсовые пути, чтобы доставить на место установки скульптуру и кран. Никто из нас не мог предвидеть этот вид расходов.

Консультации и развитие. Очень важно, чтобы предложения о любых крупных изменениях в устройстве общественных мест были согласованы с представителями местного общества в результате консультаций. Необходимо дать возможность всем заинтересованным сторонам выразить свою точку зрения.
В особенности это касается установки произведений новаторского искусства. На самом деле, в течение столетий проис-ходили шумные споры о целесообразности того или иного проекта, которые первоначально вызывали бурные критические отзывы и даже гнев представителей местного общества, а затем спустя некоторое время ими же восприни-мались как что-то дорогое и близкое сердцу каждого из них. У этой проблемы нет однозначного решения. Многие замечательные художники, которые на пике популярности и в расцвете сил (и с самыми лучшими намерениями) работали в области декоративного оформления публичных мест, периодически получали негативные отзывы о своих работах. В действительности это еще не причина для перемены стиля работы художника. Тезис о том, что искусство «отфильтровывается» с течением времени, не является оправданием дурной и слабой работы. Однако существует особый язык, который развивается серьезными художниками в любой период истории, и нужно время, чтобы он был воспринят и поглощен культурой. Это справедливо в отношении любой важной дисциплины. Однако, что касается искусства и архитектуры, результаты таких работ особенно очевидны, и их нельзя попросту игнорировать. В процессе выполнения заказа вы не можете постоянно работать «с огляд-кой» на чужое мнение. Вам просто приходится делать свою работу и делать ее как можно лучше; при этом вы должны учитывать все условия, касающиеся контракта и выполнения заказа. Ваши интуиция, подготовленность и опыт подскажут верный способ решения любой проблемы, а также помогут определить те элементы работы, от которых следует отказаться, чтобы сохранить основную идею. Все это будет способствовать правильному пониманию вашего замысла представителями местного общества. Конечно, в круг ваших обязанностей будут входить бесчисленные встречи с разными людьми и терпеливые обсуждения проекта, но в попытке передать идею и довести ее до реализации и полного понимания — пусть даже через несколько лет — есть определенный элемент удовлетворения. В конце концов, всех вас ждет ощущение общей радости от достигнутого.
Изготовление. Среди множества более крупных схем-проектов, в осуществлении которых художник принимает участие, большая часть работы (по производству и установке) выполняется другими специалистами. В таких случаях это не просто вопрос изготовления ряда элементов в соответствии с набросками или чертежами и установки завершенного произведения на отведенном участке местности. Присутствие художника на каждом этапе изготовления и установки крайне важно — он должен самостоятельно оценивать тот или иной аспект работы и принимать все необходимые и очень специфические решения в течение сложного и нередко очень длительного производственного процесса. Именно такое отношение (или его отсутствие) оказывает огромное влияние на конечный успех (или провал) работы. Специалисты, занимающиеся непосредственным производством, не любят, когда им навязывают чужое мнение, но они всегда могут сказать, какое значение имеет для художника выполняемая работа. Во время выполнения заказа, значительно отличающегося по характеру от их повседневной деятельности, они считают делом чести сделать работу на самом высоком уровне; поэтому очень важно, чтобы художник участвовал в процессе и всегда находился поблизости — ведь только он имеет ясное и четкое представление о работе.

Установка. Расположение работы на таких участках пространства, как специальное покрытие для мостовых, виниловые полы или включение декоративных элементов в кирпичный фасад каких-либо зданий — постепенный процесс, и художник, как и публика, привыкает к возникающему произведению. Но установка крупноформатной работы, например, скульптурной композиции, на открытом воздухе обычно занимает один день. Это очень напряженный и волнующий момент для художника, так как немедленно становится очевидно, соответствует ли расположение, масштаб и отделка работы условиям и характеру окружающей местности. Используя компьютерное оборудование и графические программы, вы можете создать огромное количество визуальных вариантов установки работы на местности, но действительность всегда отличается от «нарисованного» изображения.

Торжественное открытие. После долгого, сложного, а иногда изнурительного процесса, направленного на завершение крупного проекта, в котором участвовало множество разных людей, следует обязательно отметить это радостное событие. Это может быть праздничное, торжественное открытие с длительной предварительной подготовкой и участием местной команды организаторов или традиционная процедура «разрезания ленточки», сопровождающаяся выступлениями и речами. Мимолетные мгновения торжеств и празднования — очень полезны и необходимы, но в этом случае вы должны быть готовы ответить на вопросы потенциально враждебно настроенной прессы.

Контакты с представителями прессы

Размещение произведений искусства в общественных местах всегда сталкивалось с неоднозначным отношением. Для этого существует несколько причин. Возможно, это происходит потому, что обществу необходимо некоторое время для понимания концепции нового произведения. Кроме того, художник может попасть под «перекрестный огонь» полити-ческой борьбы между местными и городскими органами власти. Независимо от причин вам следует быть гибким в отношениях с репортерами, которые могут позвонить вам практически в любое время (и сколько угодно раз!) в надежде, что вы скажете что-либо компрометирующее вас, вашу работу или человека, связанного с осуществлением проекта. Прежде всего, вам следует быть очень осторожным. И даже в этом случае вы столкнетесь с ситуацией, когда в национальной прессе приводятся приписываемые вам цитаты, которые в действительности вам не принадлежат. Очень важно уметь противостоять таким атакам.

Вовлечение в проект местного сообщества Проблемы в отношениях с представителями местного сообщества наиболее часто возникают тогда, когда они чувствуют (порой вполне оправданно), что лишены права голоса в решениях, которые, по их мнению, навязываются им. Например, когда обсуждается вопрос даже единственного, элементарного скульптурного проекта, местное сообщество должно быть обязательно представлено в отборочной комиссии. Если, например, четыре художника участвуют в конкурсе на выполнение подобной работы и им предложено изготовить макеты будущего проекта, их следует представить на местном уровне (чтобы держать население информированным). При этом должны приветствоваться пожелания и комментарии с их стороны. Как правило, отборочные комиссии работают совершенно обособленно и не учитывают общественное мнение, несмотря на то. что местное сообщество способно предоставить очень полезную информацию.

Сотрудничество с детьми. Для создания этой стилизованной надписи на стене больницы дети нарисовали несколько объектов, напоминающих формы определенных букв. Так, банан стал буквой «с», пятнистый жираф образовал букву «h», обычная яичница с вертикалью с правой стороны в виде бекона изображала букву «d» и т. д. Детям пришлось использовать способ создания изображений, благодаря которому они могли быть преобразованы в новых материалах для постоянного наружного крепления. Дети выполнили изображения в форме вырезок из цветной бумаги, что позволило воссоздать чистые матовые цвета с помощью новых средств.
?