Глоссарий

Агрегаты, группы частиц пигментов, удерживаемых вместе благодаря силе притяжения.
Аддитивное смешивание, наложение световых лучей различного цвета для создания третьего цвета (более светлого тона). Смесь оранжево-красного и сине-фиолетового световых лучей образует пурпурный. На этом принципе построена работа экрана цветного телевизора.
Адсорбция, явление молекулярного или электростатического притяжения между поверхностями двух молекул.
Акрил, синтетическая смола, обычно используемая в эмульсиях для приготовления акриловых красок или систем на основе растворителя — для лаков и в реставрации.
Алифатическое соединение, органическое соединение, которое не содержит кольцевую структуру бензола.
Аморфное вещество, вещество некристаллической структуры.
Ангидрид (Безводное вещество), вещество, не содержащее воды.
Ангоб, жидкая глина для декорирования керамики.
Ароматическое (душистое) вещество,
органическое соединение, содержащее кольцевую структуру бензола.
Байт, 8 бит.
Бит, двоичная единица. Основная единица информации в компьютере.
Битум (или асфальт), смолистое вещество, растворимое в масле или уайт-спирите. В настоящее время не используется в живописи в качестве пигмента, но широко применяется в обработке литографского камня или пластин.
Бумага машинного отлива, высококачественная бумага, изготавливаемая на цилиндрической формовочной машине.
Бумага типа NOT (холодного прессования), высококачественная бумага промежуточной фактуры — между гладкой (горячего прессования) и грубой.
Валер, диапазон, в котором краска (цвет) может отражать или поглощать световой луч.
Веленевая бумага, тип бумаги, изготавливаемой на мелкоячеистой сетке; в результате на просвет нет видимой структуры. В противоположность бумаге верже.
Верже, тип бумаги, которая на просвет имеет рисунок в виде характерной вертикальной и горизонтальной сетки.
Верхний тон, цвет неразбавленного пигмента.
Внутреннее проклеивание, метод уменьшения впитываемости бумаги еще на стадии обработки бумажной массы (в отличие от поверхностного проклеивания уже готовой бумаги).
Воздушная перспектива, имеет отношение к влиянию атмосферных условий на характер объектов: осветляет их тон и охлаждает цветовую температуру по мере удаления объектов к линии горизонта.
Время «влажного контура», время, необходимое для затвердевания пленки — часто соответствует периоду испарения растворителя; это особенно касается слоев вязких пленок.
Вспомогательное средство для живописи, вид добавочных составов, используемых для контроля свойств краски при ее нанесении. Кроме того, представляет собой связующее вещество, в котором растерты частицы пигмента.
Второстепенные цвета, по отношению к свету: красный (пурпурный), синий (голубой) и желтый. По отношению к пигментам: зеленый, оранжевый, фиолетовый.
Высокая печать, способ печати, при котором краска наносится на выступающую вверх поверхность печатных форм.
Выцветание, белесоватый, дымчатый эффект на лаке, который создается после его очевидного высыхания — как правило, из-за атмосферного загрязнения.
Выцветание, кристаллический осадок на поверхности красок, образованный в результате миграции растворимых составляющих.
Вязкость, мера или степень текучести, характерная для краски или вспомогательного средства.
Гашение, химическое соединение извести с водой.
Гессо (Gesso), грунтовка для живописи на жестких основах; обычно приготавливается из гипса и клеевого связующего.
Гигабайт (GB), 1024 мегабайта.
Гигроскопическое вещество, добавка (например, глицерин) в акварельные краски, чтобы поддерживать их влажность.
Гигроскопия, процесс поглощения влаги из воздуха.
Гидролиз, химическая реакция, состоящая в расщеплении и разложении с помощью воды — обычно в присутствии кислоты или основания.
Глазурь, глянцевое, непроницаемое поверхностное покрытие для изделий из обожженной глины.
Гомогенная смесь, совершенно однородная смесь, например, смесь полностью смоченных и растертых пигментов.
Горячее прессование, метод отделки высококачественной бумаги для получения гладкой поверхности.
Гризайль, монохромная живопись в различных тонах серого или коричневого.
Грубая фактурная поверхность, наиболее высокая степень выражения фактуры на поверхности бумаги высокого качества.
Грунт, грунтовка, поверхность, на которую наносятся краски. Обычно это, скорее, поверхностное покрытие, а не основа.
Грунтовка, вещество, создающее пригодную и специально подготовленную поверхность для живописи (в отношении адгезии и нанесения красок) и изолирующее пленку краски от основы.
Гуашь, непрозрачная водорастворимая краска (кроющая краска).
Гумми, водорастворимые выделения растений, деревьев (например, акации).
Декель, неровный край листа бумаги ручного отлива, отливная кромка.
Декстрин, вещество, образуемое в результате нагревания крахмала в присутствии кислоты. Является дешевой альтернативой гуммиарабику, может использоваться в качестве связующего в акварели.
Дифракция, рассеивание света — обычно по апертуре или краю твердого тела, что вызывает серию темных и светлых полос или спектр.
Дихроизм, явление цветной пигментированной пленки, которая кажется окрашенной в другой цвет при наблюдении в различных обстоятельствах.
Дополнительный цвет, дополнительным к одному основному цвету является, например, цвет комбинации двух остальных основных цветов. Таким образом, при субтрактивном цветовом смешивании дополнительным к голубому является оранжево-красный — смесь красного (пурпурного) и желтого.
Живица (смолы, бальзамы), жидкая смола, выделяемая хвойными деревьями.
Живопись «alia prima», известна также под названием «прямой или непосредственный способ живописи» — техника однослойной живописи,при которой картина выполняется (чаще всего с натуры) в течение единственного сеанса или пока краска остается сырой.
Жир, вещество, содержащее большой объем эфиров жирных кислот.

Зернистая фактура, элемент слегка шероховатой, грубой поверхности грунтовки или пленки краски, обеспечивающий прочную связь с последующим слоем краски.
«Зерно», зернистость, фактура холста (например, мелкозернистая фактура) или камня.
Изотропия, постоянство свойств во всех направлениях; например, жидкости — изотропные вещества.
Имитация, часто используется производителями художественных материалов для обозначения пигмента-заменителя (например, кадмий желтый, имитация).
Имприматура, очень тонкий слой прозрачной краски на поверхности белого грунта, созданный до начала процесса живописи.
Интерфейс, пограничный слой между двумя поверхностями.
Инфракрасное излучение, тепловое излучение за пределами красной границы видимого спектра.
Йодное число, мера насыщенности масла.
Ион, заряженный атом, образованный в результате распада в растворе (например, Н +, ОН -).
Ионизация, разложение на ионы, особенно в газах.
Казеин, клеевое или связующее вещество, изготавливаемое из обезжиренного молока.
Килобайт (KB), 1024 байта
Кислота, химическое соединение, при диссоциации которого высвобождаются положительные катионы. В водных растворах это — ион водорода Н+.
Клеевое связующее, материал, такой, как клей или желатин, используемый для подготовки холста до нанесения грунтовки или для снижения степени поглощающей способности (абсорбции) бумаги. Может использоваться в качестве связующего средства в живописи.
Коллоид, рассеивание мельчайших частиц одного вещества (внутренняя фаза) в другом веществе (внешняя фаза).
Конденсация, (I) осаждение влаги из атмосферы. (II) Реакция между двумя химическими веществами, заключающаяся в удалении третьего — часто воды.
Коробление, деформация листа бума-ги в результате увлажнения.
Корпусная краска (техника), (I) непрозрачная акварельная краска (т. е. гуашь). Степень непрозрачности может возрастать в результате добавления белил в цветной пигмент. (II) В более общем смысле — любая техника живописи, в которой в большей степени используются непрозрачные краски.
Край крепления, грань подрамника, к которой прикрепляется холст с помощью скоб или кнопок-гвоздей. В настоящее время художники укрепляют холст на задней стороне планки подрамника, а не на внешнем крае.
Красящая способность, мера способ-ности пигмента окрашивать белую поверхность.
Крахмал, вещество, синтезируемое в клетках растений из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза. Используется в качестве клея или связующего материала.
Кроющая живопись, полная противоположность живописи в красках прозрачных цветов. В данном случае более светлые тона образуются в результате добавления белил, а не разбавления краски.
Кроющая способность (укрывистость), измерение объема краски или другого средства, необходимого для непрозрачного покрытия определенного участка.
Кьяроскуро, разновидность цветной ксилографии, главным образом итальянской гравюры XVI века, основанной на тональных контрастах света и тени.
Лессировка, слой прозрачной краски на поверхности высохшего подмалевка. Техника, при которой полупрозрачные или непрозрачные краски (в тонком слое) наносятся на подмалевок таким образом, что нижние участки цвета просматриваются сквозь верхние слои.
Летучесть, способность к испарению из раствора.
Локальный цвет, реальный, действи-тельный цвет объекта при рассмотрении в потоке ровного, рассеянного света. В условиях измененного освещения может восприниматься как совершенно другой цвет.
Макет, предварительная модель (скульптуры и т. д.)
Маскирование, защита определенных участков основы от нанесения краски.
Мегабайт (MB), 1024 килобайта
Межфазное (интерфейсное) натяжение, более точный термин для обозначения поверхностного натяжения, если имеется в виду граница между газом и жидкостью.
Метамеризм, явление, при котором два подобранные цвета могут значительно отличаться в условиях измененного освещения. Это происходит из-за различного состава каждой смеси красок.
Метод сетки, способ переноса контуров изображения на холст. На поверхность оригинального наброска наносится сетка из квадратов. Подобная, но увеличенная в масштабе сетка наносится на холст или стену, после чего изображение восстанавливается «квадрат за квадратом».
Микрон,единица измерения,используемая для определения размера пигментных частиц (один микрон равен одной тысячной миллиметра).
Минерал, неорганическое соединение, встречающееся в естественных условиях.
Мицелла, скопление молекул в коллоидном растворе.
Моделирование, в технике живописи — обозначение трехмерной формы объекта посредством соответствующего распределения различных тонов.
Молекула, одна из мельчайших частиц, на которые может быть разделено вещество,
без потери своей химической идентичности.
Молекулярная масса, масса одной молекулы вещества по отношению к массе углерода —12.
Мономер, одиночное химическое соединение, единица полимера.
Монохромный подмалевок, предварительный слой живописи в тонах одного цвета.
Муштабель, длинная палка с мягкой подушечкой на конце; используется для придания устойчивости руке в процессе живописи и предотвращения ее контакта с поверхностью картины.
Мягкий цветовой переход, физическое смешивание прилегающих красок на картине с целью создания плавного перехода между участками двух цветов или тонов.
Наполнитель, пигмент, обладающий ограниченным воздействием на краску. Может добавляться для изменения качеств краски или снижения ее стоимости. Примеры: мел и каолин.
Насыщенность, (I) интенсивность цвета. (II) Присутствие в молекуле только простых связей.
Непрерывный тон, изображение на фотографической пленке, демонстрирующее полный диапазон тонов без преобразования в точки или линии с помощью растра.
Нестойкая краска (пигмент), недолговечная краска (пигмент), характеризующаяся низкой светостойкостью.
Носитель, связующее вещество или средство, в котором перетирается пигмент.
Обжиг, тепловая обработка глины, стекла и т. д. в печи.
Обойма, металлическая трубка, заключающая волосяной пучок кисти.
Окисление, присоединение кислорода.
Оптическое смешивание, воспри-ятие двух или более различных цветов (расположенных поблизости красок) как одного цвета.
Органическое вещество, данный вид веществ относится к «живым» соединениям.
Осадок, твердое вещество, образуемое в растворе в результате химической реакции.
Осажденный мел, высококачественный мел, полученный искусственным способом.
Основа, Структура (из дерева, бумаги, металла и т. д.), на которой выполняется живопись.

Основание, (I) химическое соединение, при диссоциации которого высвобождаются отрицательные анионы. В водных растворах это гидроксильный ион ОН. (II) Инертный пигмент, на котором осаждается краситель и образуется пигмент типа «лак».
Основные цвета, относительно света: красно-оранжевый, сине-фиолетовый и зеленый. Относительно пигментов: красный (пурпурный), синий и желтый.
Отбеливание,появление белизны на эмульсионной пленке после высыхания в результате поглощения влаги. Кроме того, обесцвечивание высо-хшей пленки краски или лака после нанесения растворителя.
Отмучивание,процесс растирания в порошок с использованием воды. Отделение пигмента по размеру частиц, обычно в процессе осаждения в воде.
Оттенок цвета, цвет спектра.
Палитра, (I) переносная, портативная поверхность для смешивания красок. (II) Диапазон красок, используемый художником в живописи.
Пастозная техника, живописная техника, в которой краска накладывается слоями, образуя рельефные мазки и создавая выраженную фактурную поверхность.
Перспектива, установленная методика представления трехмерного пространства в пределах двухмерной поверхности основы.
ПЗС, прибор с зарядовой связью для записи изображения в цифровой камере или сканерах; изображение состоит из групп пикселей или сенсорных участков, которые регистрируют величину электрического заряда в зависимости от воздействия света.
рН, (ПиАш) мера кислотности по отношению к концентрации ионов водорода в водных растворах. Кислотной считается величина рН 1-6 единиц, 7 — считается нейтральной, а величины от 8 до 14 — щелочными.
Пигмент, твердый цветной материал в форме мелких разрозненных частиц.
Пигмент типа «лак», пигмент, образуемый посредством осаждения красителя на основание.
Пластификатор, добавка, которая придает связующему веществу гибкость и эластичность.
Поверхностноактивное вещество, состав, который усиливает смачиваемость краски на поверхности, например, бычья желчь для акварели.
Поверхностное натяжение, межмолекулярные силы, которые уменьшают поверхностную площадь жидкости. Данный эффект можно наблюдать в изогнутом мениске на поверхности жидкости в трубке.
Поверхностное проклеивание, метод уменьшения степени поглощающей способности материала (например, бумаги)
в результате покрытия поверхности слоем связующего клеевого состава.
Поглощение (света), все субстанции поглощают свет различных длин волн. Их цвет зависит от длин волн отраженного света.
Подтеки краски, миграция пигмента или красителя сквозь слой наложенной краски, в котором он частично растворяется.
Показатель преломления (рефракции),
степень преломления, полученная в результате измерения.
Полимер, химическое вещество, образованное комбинацией мономерных единиц.
Полутон, в печати — метод создания видимости более светлых или темных тонов при живописи краской одного цвета (например, черного). Достигается в результате преобразования ори-гинального изображения в серию мельчайших точек и линий. Также, цвет пигмента в слое тонкой прозрачной пленки.
Помутнение, образование дымчатого налета на лаке в процессе высыхания из-за конденсации атмосферной вла-ги, которая осаждается на составных компонентах лака.
Пористость, степень абсорбции материала (вещества).
«По сырому», метод живописи, при котором влажная краска наносится на основу непосредственно в слой еще сырой краски или на его поверхность.
Приглушенный оттенок, цвет краски, смешанной с черной.
Приглушенный цвет, тусклый цвет одной краски, образованный в результате смешивания с другой; цвет, подверженный оптическому воздействию со стороны близко расположенного цвета другой краски.
Программное обеспечение, программные средства для работы на компьютере.
Прозрачная живопись, характеризуется использованием прозрачных цветов; эффект основан на белом цвете грунтовки или различных тонах подмалевка.
Протеин, основной компонент живой материи, чья структура основана на полимере аминокислот.
Прямой способ живописи, (см. Живопись alia prima).
Пыление (меловое), образование порошкообразного покрытия на поверхности красок из-за разрушения связующего, обычно вызванного ультрафиолетовым излучением.
Разбавитель, жидкость, используемая для ослабления консистенции приготовленной краски; например, уайт-спирит для масляных красок или вода для акварели или акрила.
Размер частиц, диаметр пигментной частицы; обычно определяется как средний размер частиц пигмента, поскольку они имеют различную форму.
RAM (Оперативная память), рабочий диапазон памяти компьютера.
Раствор, жидкость, содержащая растворенное твердое вещество, отличающаяся от взвеси или коллоида.
Растворение, образование однородной взвеси твердого вещества в жидкости.
Растворитель, любая жидкость, в которой твердое вещество может быть растворено, образуя раствор.
Растушевка «tortillon», бумажная растушевка небольшого размера; используется для манипуляций на поверхности рисунка.
Растушка, кусок бумаги, плотно свернутый в рулон, или кусок замши цилиндрической формы; используется для разглаживания и смягчения контуров рисунка углем или пастелью.
Редукция (цвета), смешивание определенной краски с белилами.
Резерв, представляет собой защитный слой, который наносится на поверхность картины, экрана или металлической пластины в печатных технологиях для образования определенных участков изображения,свободных от краски, красителей или кислоты.
Ректификация, очищение растворителя.
Рефракция, преломление луча света поверхностью материала.
Самоокисление, медленное окисление под воздействием кислорода в атмосфере.
Светлый оттенок, цвет краски, смешанной с белилами.
Световой акцент, наиболее светлый тон в картине (как правило, белый).
Светостойкость, устойчивость пигмента к воздействию света.
Связующее, вещество, которое удерживает частицы пигмента вместе в составе краски и обеспечивает их прочную связь с основой; это могут быть, например, льняное масло, яичный желток.
Сграффито, метод изображения различными материалами: в слое краски или штукатурки одного тона или цвета выскабливаются участки, через которые виден цвет нижнего слоя.
Сиккатив, химическое вещество (соли тяжелых металлов), ускоряющее процесс полимеризации масляной пленки в результате поглощения кислорода.
Сканер, устройство для пересъемки рисунков, живописи или фотографий и дальнейшего преобразования их в цифровое изображение для обработки на компьютере.
Смешиваемость, степень способности к смешиванию.

Смола, твердое, некристаллическое вещество с аморфной структурой. Добывается естественным образом из выделений определенных деревьев или производится синтетически. Широко используется в лаках и (в синтетической форме) связующих веществах для таких красок, как акрил.
Струйный принтер, устройство, позволяющее печатать изображение методом распыления красителя сквозь мельчайшие отверстия сопла на поверхность бумаги (со специальным покрытием).
Структурная формула (формула строения), формула, обозначающая пространственное расположение атомов в молекуле.
Субстрат, материал, на котором поддерживается слой грунтовки.
Сушильное вещество (см. Сиккатив), также традиционное быстровысыхающее средство на основе лака, используемое для ускорения процесса высыхания.
Темпера, в живописи темперой, как правило, используется водорастворимая эмульсия, которая при высыхании формирует твердую пленку.
Термопласт, материал, размягчающийся под воздействием тепла.
Техника «жирным по тощему», относится к масляной живописи в слоях. Каждый последующий слой краски должен содержать несколько больше масла в средстве, чем предыдущий.
Техника «маруфляж», способ крепления окрашенного холста на поверхности стены или любой другой жесткой основы.
Техника «сухой кисти», метод живописи, при котором мазки краски наносятся едва касаясь холста сухой и жесткой кистью.
Тинктура (оттеночная), краска, предназначенная для создания оттенка при добавлении к другой.
Тон, степень светлого или темного в цвете.
Тональный диапазон, если картина выполнена в ярких цветах и тонах, ее тональный диапазон считается высоким, если преобладают темные и мрачные цвета и тона, тональный диапазон картины называют низким.
Тонер (тонирующее вещество), органический пигмент, основанный на металлической соли.
Тонированная грунтовка, непрозрачная имприматура, краска которой смешана с белилами для создания однородного кроющего грунта.
Точка воспламенения, температура, при которой воспламеняются пары над жидкостью, если к ней поднести источник возгорания.
Точки на дюйм, единица измерения разрешения изображения. Чем больше число точек, тем четче и яснее изображенные детали.
Тяга, движение одного слоя краски по поверхности другого. Как правило, это приводит к образованию трещин.
Увлажнитель (смачивающее вещество), добавка, способствующая увлажне-нию пигмента связующим или смачиванию поверхности субстрата-основы вспомогательным средством.
Ультрафиолетовые лучи, излучение за пределами фиолетовой границы видимого спектра.
Фиксатив (закрепитель), поверхностное покрытие, предотвращающее осыпание пастели, мела и т. д.
Флокуляция(образование хлопьев), срастание частиц пигмента во взвеси.
Флуоресценция, повторное излучение света в процессе воздействия излучения на объект (особенно ультрафиолетового излучения).
Флюс, вещество, добавляемое в сырье для стекла, глины или глазури, чтобы облегчить процесс плавления.
Формалин, водный раствор формальдегида.
Формат, система сохранения цифровой информации. Для разных видов изображения существуют различные форматы; например, файлы JPEG для побитового или пиксельного изображений или файлы EPS для векторных изображений.
Фритта, смесь свинца или других металлических составляющих с кремнеземом и другими материалами, которые переплавляются при высоких температурах, охлаждаются в воде и измельчаются для создания основного компонента глазури — используется в керамике и витражном эмалировании.
Фроттаж, перенесение отпечатка изображения в рельефе посредством растирания (восковым) мелком поверхности тонкой бумаги, расположенной на рельефной работе.
Химическая чистота, термин, исполь-зуемый для описания чистого пигмента,такого, как сульфид кадмия (CdS), чтобы отличать его от «смесевого» пигмента, как литопон кадмия (CdS BaS04).
Холст «с ткацкого станка», холст без специальной отделки.
Хроматические пигменты, цветные пигменты в отличие от белых, серых или черных (ахроматических) пигментов.
Цвета CMYK, триадные основные цвета -голубой, пурпурный, желтый - и черный, используемые в процессе четырехцветной печати для создания полноцветного изображения.
Цвета RGB, три аддитивных (в области света) основных цвета (красный, зеленый, синий), используемые в работе телевизионных экранов и мониторов для создания цветного изображения.
Цветность, степень насыщенности или интенсивности цвета.
Цветовая температура, измерение цветовых характеристик в градусах по Кельвину; результаты зависят от излучения источника света.
Шелушение, разрывы красочной или лаковой пленки из-за плохой адгезии и сильного поверхностного натяжения.
Шкала «синей нити», международная система измерения светостойкости, выраженная в единицах от 1 до 8. Каждое последующее значение шкалы представляет собой удвоенную степень светостойкости по сравнению с предыдущим значением.
Щелочь, водное основание, см. основание.
Эмалирование, метод декора специально подготовленных металлических панелей и пр. посредством нанесения эмалевых красок и последующего обжига при высоких температурах.
Эмаль, (I) термин, описывающий покрытие с высокой степенью глянца. (II) Краски, которые наносятся или печатаются на поверхности стальных пластин, керамики или стекла; после нанесения подвергаются обжигу.
Эмульгатор, поверхностноактивное вещество, которое способствует стабилизации эмульсии, удерживая частицы в суспензии электростатическими силами.
Эмульсия, стабильная смесь компонентов (не смешивающихся в обычных условиях), таких, как масло и вода. Яичный желток представляет собой эмульсию, образованную естественным путем.
Энзим (фермент), протеин, выполняющий функции катализатора в специфических химических реакциях.
Энкаустика, техника живописи, заключающаяся в нанесении на основу пигментов, которые связаны составом горячего воска.
Эпоксидная смола, прочная синтетическая смола, используемая в изготовлении двухкомпонентных клеев и красок, которые затвердевают в результате химической реакции, а не благодаря испарению растворителя.
Эффект обмана зрения, иллюзорный эффект, при котором у зрителя создается ощущение реальности нарисованных объектов.