Теории Шевреля

Несмотря на то, что осознанное применение эффекта дополнительных цветов в европейской живописи можно проследить, например, в ранних работах яичной темперой на досках, в которых краски таких цветов, как розовый и зеленый, наносились рядом (и сопоставлялись между собой), создавая цвета телесных оттенков, теории о природе и применении дополнительных цветов были сформулированы не ранее рубежа XVIII и XIX веков.
Возможно, Мишель-Эжен Шеврель был наиболее влиятельным теоретиком, чье пристальное внимание к практическим аспектам воплощения собственных идей привело к коренной ломке представлений о цвете многих художников. В 1839 году Шеврель опубликовал блистательную работу о принципах цветовой гармонии и контрастов, которую назвал «De la loi du contraste simultane des couleurs» («О законе одновременного контраста цветов»). Его идеи о цвете коренным образом преобразовали саму природу европейской живописи. В них были четко объяснены и практически показаны некоторые технические разработки в области цвета, о которых художники до этого, возможно, только догадывались — в неясных, эмпирических ощущениях. Шеврель определил три простые закона синхронного, последовательного и смешанного контрастов.

Использование одновременного контраста

Согласно закону одновременного контраста, если расположить рядом полосы различных тонов одного и того же цвета или таким же образом сопоставить два разных цвета, контраст между ними будет более выраженным, чем при раздельном рассмотрении этих образцов. Шеврель идентифицирует изменение тона в точках контакта между участками цвета, а также цветовое изменение, если сравниваются два разных цвета. «В том случае, когда человеческий глаз одновременно воспринимает два различных цвета с постоянными характеристиками, разница между ними будет максимальной — как по оптическому составу, так и по высоте их тона». Он демонстрирует, что сильные цвета, такие, как красный, имеют тенденцию излучать на окружающее его пространство свет собственного дополнительного цвета (зеленого) и что это оказывает существенное влияние на внешние свойства сопоставляемого цвета. «Одновременность» контраста означает, что эффект создается немедленно после того, как глаз воспринял различия при тональном или цветовом сопоставлении образцов.
Осознанное понимание данных аспектов сопоставления цветов крайне важно для художника, когда он принимает практические решения о выборе и нанесении красок различных тонов и цветов в любой живописной работе. В этом часто заключается ответ на вопрос, почему некоторые элементы живописи работоспособны, а другие — нет.

img_1244

Одновременный контраст двух тонов

Если рассматривать две различные секции тонов (светлый и темный) отдельно, контраст между ними не будет столь очевидным, как при расположении этих секций вплотную один к другому. Это происходит потому, что на линии их контакта, где и находится наиболее мощный контраст, тон темной полосы кажется еще более темным.
Одновременный контраст градиентных тонов. При сопоставлении ряда однородных тонированных полос(выстроенных по возрастающей глубине тона) точки максимального контраста вдоль их границ придают плоскости тональной полосы вид желоба. Не следует переоценивать важность подобного эффекта для практикующих художников, и Шеврель замечает: чтобы избежать такого рода последовательного выстраивания тонов, необходимо сделать границу примыкающего более темного тона более светлой. Так вы создадите видимость плавной и мягкой тональной градации.

Одновременный контраст дополнительных цветов. В процессе сопоставления примыкающих дополнительных цветов, таких, как желтый и фиолетовый, дополнительный цвет первого оказывает влияние на внешние свойства второго, так что фиолетовый и желтый усиливают свои качества. Таким образом, эффект синхронного контраста может использоваться для акцентирования контраста между дополнительными цветами.

Одновременный контраст схожих цветов

В процессе сопоставления двух похожих цветов действует то же правило — то есть дополнительный цвет каждого из них будет влиять на другой. Однако здесь эффект несколько отличается: если красный расположен рядом с оранжевым, он будет казаться красно-фиолетовым из-за синего опенка, вызываемого присутствием оранжевого. Если тот же красный расположить рядом с фиолетовым, он станет более оранжевым, благодаря желтому опенку, который исходит от фиолетового. Если участок одного цвета значительно меньше участка другого цвета, эффект подобного влияния дополнительного цвета (т. е. излучения света на соседний участок) выражен еще больше.

Использование последовательного контраста

Законы последовательного и одновременного контрастов во многом близки — разница состоит в том, что последний вызывает немедленный эффект, а первый основан на остаточном изображении (или послеизображении). Если глаз фиксирует и воспринимает какой-либо цвет в течение некоторого периода времени и затем «переключается» на другой объект, то формируется остаточное изображение на основе цвета, являющегося дополнительным оригинальному. Такие эффекты представляют особенный интерес для художников при рассмотрении в комбинации с третьим законом Шевреля, т. е. законом смешанного контраста.

Использование смешанного контраста

Этот закон основывается на явлении остаточного изображения (описанном выше) и его эффекте, который изменяется в цвете под влиянием цвета другого объекта, находящегося поблизости. Если, например, вы наблюдаете участок оранжево-красного цвета и затем немедленно посмотрите на желтый участок, то желтый покажется зеленым, так как он смешивается с синим послеизображением, оставленным красным цветом.
Эффект смешанного контраста непосредственно соотносится со стилистикой крупноформатной живописи или фресковых работ, которые обычно рассматриваются постепенно и «последовательно», а также содержат, как правило, четко прорисованные участки мощного, насыщенного цвета.

Взгляды Шевреля на дополнительный цвет

В законах Шевреля о контрастах особенное внимание уделено использованию дополнительного цвета. Автор отметил, что в его «гармонии контраста» тема применения дополнительных цветов занимает первостепенное положение среди других вопросов. Три основные пары дополнительных цветов отличаются друг от друга в отношении тональности валера.

«Красный и Зеленый являются дополнительными цветами, наиболее ровными «по высоте»: что касается Красного, то по свойству яркости он занимает среднее положение между Желтым и Синим, а в Зеленом комбинируются оба».

«Синий и Оранжевый противостоят друг другу в большей степени, чем Красный и Зеленый, потому, что менее яркий цвет — Синий — изолирован, в то время как наиболее яркие (Красный и Желтый) объединяются в Оранжевый».

«Желтый и Фиолетовый образуют наиболее отчетливую пару в отношении «высоты» тона, так как самый светлый или менее интенсивный цвет — Желтый — изолирован от других».

Для художников скрытый смысл сказанного очевиден. Например, тот факт, что желтый является наиболее чистым (на высоком уровне яркости) в сравнении с фиолетовым, является достаточным основанием использования желтого для создания светлых участков картины и фиолетового — для образования массивов теней. Участки желтых под воздействием фиолетовых выступают на передний план работы.

Системы обозначения цвета

Представление о том, что каждый цвет обладает соответствующим ему — собственным — дополнительным цветом, который может уравновешивать или дополнять оригинальный, означает, что хорошо организованная система обозначения цвета могла бы помочь художнику быстро обнаружить дополнительный цвет — достаточно лишь обратиться к созданной диаграмме. Эта идея развивалась от цветового круга, на котором цвета расставлены в парах дополнительных цветов друг напротив друга. В наиболее простом варианте цветового колеса пурпурный находится напротив зеленого, фиолетовый — напротив желтого, а оранжевый/красный — напротив голубого. Более сложные и проработанные виды цветового колеса содержат значительно больше цветовых оттенков.

Шеврель составил собственный хроматический круг на основе 72 отдельных оттенков, которые он получил из трех основных цветов — красного, желтого и синего. Кроме того, каждый оттенок был представлен смесями с белым и черным в 21 градации тона. Цветовая полусфера, разработанная Шеврелем, напоминала трехмерную систему Рунге, созданную им несколько раньше в форме сферы, где легко обозначались три отчетливые характеристики цвета. Ими были:

• Оттенок или сам цвет (красный, синий, зеленый).
• Степень насыщенности — интенсивность цвета. Степень насыщенности зависит от объема белой или черной, которые смешиваются с краской определенного цвета. На практике цвет может стать менее насыщенным, если нанести краску в виде очень тонкой прозрачной пленки поверх белой или тонированной поверхности.
• Валер или относительная светлота тона — т. е. степень светлых или темных свойств цвета (обычно по отношению к фиксированной серой тональной шкале). Оствальд и Мансэлл — ученые из Германии и США, работавшие в конце XIX и начале XX столетий — разработали отдельные системы цветового обозначения, в которых легко и очень точно идентифицировался цвет определенной насыщенности и тона. Такие системы представляют для художников академический интерес.

Применение теорий Шевреля на практике

Шеврель хорошо осознавал, что эффекты дополнительных цветов могут использоваться как для усиления свойств каждого из них (в ситуациях одновременного контраста), так и для нейтрализации составляющих их цветов. В последнем случае при рассмотрении и выборе комбинации цветных нитей для гобеленов, Шеврель настоятельно советовал отказываться от включения дополнительных цветов в смеси, предназначавшиеся для создания очень ярких цветовых оттенков. В соответствии с аддитивным принципом цветового смешивания расположенные рядом участки красного и зеленого, синего и оранжевого или желтого и фиолетового цветов создают впечатление нейтральных сероватых тонов. Важнейшим фактором здесь является размер или масштаб участка одного цвета по отношению ко всей работе в целом. Существующий диапазон работы для художника простирается от деликатного физического смешивания частиц пигмента (где цвета практически неразличимы) и нанесения краски в виде маленьких примыкающих друг к другу пятен чистого цвета (которые на расстоянии воспринимаются как нейтральные) до более крупных смыкающихся цветовых участков, демонстрирующих в зависимости от способа использования цвета весьма активные контрасты или мягкую гармонию и баланс.

Сопоставление похожих цветов. Если вы намерены расположить краски двух различных цветов в непосредственной близости друг от друга с целью создания иллюзии третьего цвета, то следует использовать краски схожих цветов: так вы сможете избежать эффекта нейтрализации цвета и образования общего серого тона. Шеврель, например, обсуждая комбинацию красного и желтого цветов для создания оранжевого (в композиции нитей для гобелена), рекомендует использовать красный (более в сторону оранжевого) и желтый (также более в сторону оранжевого). Одно из его «правил гармонии» гласит, что различные, но схожие цвета при близком сопоставлении могут быть хорошо «согласованы». Конечно, в определенных случаях можно использовать два раздельных цвета для получения впечатления третьего цвета вместо физического смешивания красок. Располагая поблизости краски схожих цветов. Шеврель советует снизить тональность тона одного цвета, чтобы другой казался более ярким.

Эффект цвета на различных грунтовках

Шеврель замечает, что «...каждый рецепт цветовых композиций, предназначенных для нанесения на грунтовку другого цвета, должен быть изменен в соответствии с эффектом, образуемым грунтовкой под воздействием данного цвета композиции». Это известно каждому художнику; в действительности на это обращал внимание еще Леонардо столетия до этого, однако Шеврель был первым, кто смог детализировать подобные эффекты в контексте собственных теорий цветового контраста, согласно которым форма красного цвета обладает тенденцией окрашивать окружающее пространство легким зеленым оттенком, форма желтого цвета создает вокруг себя фиолетовый отсвет, а синяя форма преобразует окружающее пространство, добавляя участку оранжевый оттенок и наоборот. Подобное взаимодействие между цветами в одинаковой степени относится как к тону и форме, как и к самому цвету. Эффект или назначение грунтовки белого цвета заключается в образовании более яркого цвета или углублении его тона посредством добавления краски его дополнительного цвета в белый. На черной основе комбинация дополнительного цвета с черным может несколько осветлить тональность, за исключением случаев использования яркого, насыщенного цвета (см. ниже «Изолирование цвета с помощью белого или черного»). По мнению Шевреля. близость серого обуславливает дополнительную яркость и чистоту всех основных цветов. Участок серого цвета на ярком цветном грунте, безусловно, очень восприимчив к дополнительному цвету грунтовки и в результате серый цвет способствует усилению цвета грунта.

Изолирование цвета с помощью белого или черного

Любой непрозрачный цвет, наложенный на другой цвет, будет в большей или меньшей степени подвержен влиянию излучения — эффекта близости другого цвета. Этого можно избежать, изолировав цвет с помощью красок белого или черного цвета. Шеврель замечает, что окна витражей обладают особенной притягательностью и красотой, благодаря простейшей композиции и четко выделенным частям узора, которые хорошо видимы на расстоянии. Но более важный аспект, по мнению Шевреля, заключается в том, что каждый цвет предстает во всей чистоте и яркости, так как окружен черным цветом. Идея подобной изоляции цвета черным контуром проиллюстрирована в работах Жоржа Руо (1871-1958 гг.) и ФернанаЛеже (1881-1955 гг.), которые приветствовали возможность создания ярких, насыщенных и энергичных эффектов, особенно с использованием основных цветов.

Альтернативная техника, с помощью которой можно добиться эффектов иного рода, состоит в использовании белого контура.

Цветной свет на поверхностях разных цветов

Еще один аспект «гармонии» Шевреля заключается в объединяющем эффекте нескольких различных цветов, воспринимаемых сквозь цветное стекло. Он уделил этому вопросу серьезное внимание — в частности, эффекту цветных лучей на цветных поверхностях материальных объектов. Шеврель обратил внимание на то, что красные лучи на белой поверхности предмета превращают его в объект красного цвета: на черной поверхности — в объект пурпурного/черного цвета, на темно-зеленой поверхности — в объект красного/черного цвета и. наконец, красный луч на светло-зеленой поверхности образует красный/серый цвет (эффекты дополнительного цвета). Красный на красном образует еще более глубокий и яркий красный.

Альтернативная техника, с помощью которой можно добиться эффектов иного рода, состоит в использовании белого контура.

Цвета, изолированны белыми и черными контурами

Мы видим выраженный контраст между эффектами изоляции участков яркого цвета черным (слева) и белым (справа) контурами, В окружении черных контуров цвета светятся; белые контуры способствуют углублению тональности цвета.
Данные методики представляют интерес для художников не только потому, что демонстрируют цветовые изменения под воздействием лучей различных цветов, но и потому, что показывают типы цветовых изменений, привносимых в картину наложением прозрачной лессировочной краски (в оттенке краски-оригинала).